Одаренные и «особые» дети играют на одной сцене

Великая сила и искусства – она такая. Делает человека счастливым вне зависимости от врачебных диагнозов и общественного мнения. Учит сочувствию и сопереживанию. В детской музыкальной школе № 5 Краснооктябрьского района Волгограда создали среду для детей с особенностями развития, какой она должна быть в идеале.

Школа понимания
Здесь одинаково востребованными и талантливыми чувствуют себя и одаренные дети, и ребята с ограниченными возможностями. На музыкально-театральном отделении ДМШ № 5 поставлено уже четыре спектакля, в которых участвуют дети с нарушениями развития. С этими постановками театр «Сады Си-Ми-Ре-Ми-До» принимал участие в международных фестивалях детского творчества в Праге, Будапеште, Кракове, Львове, Москве, Петербурге, Сочи. Во всех городах юные артисты получали высокие оценки, но самое большое удивление вызывало то, что в труппе есть «особые» дети. Это вызывает у жюри и у зрителей повышенный интерес к театру и трепетное отношение ко всему творческому коллективу этого театра.
– Подходили с вопросами, спрашивали про «солнечного» мальчика Богдана, – рассказывают участники театра. – А мы отвечали: «Да у нас не только Богдан, у нас еще Полина, Аня, Данилка в коллективе, и мы с ними выступаем».
Для особого воспитанника музыкальной школы Богдана Кириллова театральная жизнь началась лет десять назад с программы, созданной силами общества помощи детям им. Выготского. Она была нацелена на создание эстетического пространства, на развитие детей с синдромом Дауна силами искусства.
– Мы адаптировали материал, ставили короткие пьески, – говорит мама Богдана Татьяна Кириллова. – Потом он плавно стал учеником музыкальной школы, а позже – участником школьного театра. За ним потянулись и другие ребята с особенностями развития.
Она говорит о том, что пришлось пересмотреть свое отношение к понятиям «спектакль», «конечный результат» и «музыкальное выступление». Ведь результат был не в виде удачно исполненного спектакля, а в виде мельчайших сдвигов в развитии ребенка. Но получилось так, что ребята не только стали хорошо развиваться, но и у них появилось любимое дело.
– Это сотворчество одаренных и особых детей влияет и на тех и на других. Если говорим о детях особых, то это возможность развиваться в среде сверстников, в среде полноценной, неограниченной эмоционально и интеллектуально. Они общаются равноправно, это еще одна ступенька интеграции, модель общества в идеале, – говорит Татьяна Кириллова. – Для обычных детей это уроки милосердия, толерантности. Они обожают Богдана и других ребят. И я уверена, что если они встретятся с таким человеком в жизни, никогда не обидят, всегда помогут.
Не похожий на тебя
Специалисты говорят о том, что семьи, где «особые» дети имеют возможность заниматься в художественных кружках и посещать различные культурные мероприятия, по психологическому и эмоциональному состоянию мало отличаются от семей здоровых детей.
– Театральная деятельность считается одной из лучших форм социокультурной реабилитации, – уверена руководитель общества помощи детям им. Выготского Лидия Магнитская. – Она является богатейшим источником и побудителем чувств, переживаний. Занимаясь драматическим искусством, люди с инвалидностью глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, защите ближнего. Кроме этого, есть возможность приобщить «особых» артистов к подготовке сценических декораций, реквизита и костюмов.
Своими спектаклями интегрированный творческий коллектив стремится не просто привлечь внимание к детскому творчеству, но и поспособствовать изменению отношения в обществе к «особым» детям.
Один из первых их спектаклей назывался «О многих шестиногих». Он о насекомых – самых разных: мухе, которая жужжит над ухом, бабочке-капустнице, которая ест капусту на грядке, о моли, которая заводится в наших вещах. Из приятных жучков там разве что божья коровка и сверчок. Но все эти насекомые для чего-то нужны на белом свете. Каждому уготовано место в этом мире. Так и люди (это звучит манифестом в спектакле) – каждый в этом мире для чего-то нужен.
Без дублеров
Когда в школьном театре решили ставить музыкальную сказку про Буратино и его друзей, споров, кто будет играть главную роль, не возникло ни у кого. Юные актеры театра в один голос назвали Богдана. Ни у кого не было сомнений, что он справится с главной ролью. С артистизмом, обаянием у него все в порядке.
«Сцены из жизни Буратино» принципиально отличается от предыдущих спектаклей, в которых играли дети с ограниченными возможностями здоровья. Интегрированный театр вышел на новый уровень.
– Раньше «особые» дети дублировали основных исполнителей или участвовали в массовых сценах, а сейчас они осваивают партии главных персонажей, – рассказывает художественный руководитель детского музыкального театра «Сады Си-Ми-Ре-Ми-До» Елена Пермякова. – Теперь мы играем вокруг этих детей, их талант, их способности для нас первичны. В роли Буратино выступает особенный ребенок – Богдан Кириллов. У него синдром Дауна, но это не мешает ему учиться играть на фортепьяно, осваивать актерское мастерство. И мы в спектакле делаем акцент на этой его непохожести. И сам Богдан органично обыгрывает это на сцене: да, он не такой как все, он – Буратино, деревянный мальчик.
Увидеть спектакль интегрированного театра можно в это воскресенье, 25 марта, в библиотеке им. Горького. Кроме «Сцен...», в программе выступление ансамбля шумовых инструментов, музыкантами которого являются все те же «особые» дети. На массовую публику творческий коллектив не рассчитывает. Однако приглашает всех тех, кому интересно солнечное творчество.