Одеть Волгу в камень

Открытие Центральной набережной города-героя планировалось к 1 Мая. Применительно к ней в разное время относилось множество эпитетов: величественная, строгая, монументальная, строгая, красивая… Центральная набережная Волгограда – любимое место отдыха волгоградцев. Создавалась эта красота больше полувека назад. А точнее – 62 года назад именно к 1 Мая планировалось ее открытие. На сооружение главной достопримечательности стахановцы планировали затратить немногим более трех месяцев.

«Красные зори» как место отдыха

Попытки приведения в порядок набережной центральной части города предпринимались не раз. Впервые об этом упоминается в начале XX века, но лишь после революции за дело взялись всерьез.

В 1919 году отдел общественных работ представил технические данные по «устройству набережной р. Волга и Царицы». Позже можно найти информацию о переустройстве порта, а точнее – о «создании трех незатопляемых набережных» и расширении прибрежной полосы.

До 1930-х гг. набережная носила звучное имя «Красные зори», хотя в ряде постреволюционных источников упоминается также «Набережная имени Степана Разина». «Красным днем календаря» можно назвать 23 марта 1933 года, когда на заседании архитектурно-планировочного управления при президиуме Сталинградского горсовета был принят ряд решений:

- о переименовании набережной «Красные зори» в «Центральную набережную»;

- об использовании в архитектурном оформлении набережной фонтана и зеленых насаждений;

- о проработке вопроса пропуска трамваев по набережной;

- об облагораживании сквера на набережной «как единственного места доступа к Волге».

И подводя итог: набережная по р. Волга от устья р. Царицы должна быть «очищена от всякого строительства, приведена в чистый вид, озеленена и надлежаще оформлена как место отдыха для населения города и всякого рода физкультурных занятий».

Уже во второй половине 1930-х годов отрезок набережной центра Сталинграда (в границах от устья реки Царицы до здания городской водокачки), которая носила имя И. В. Сталина, принял благоустроенный вид. В марте 1936 года был утвержден план строительства второй очереди набережной: «оформление и приведение в порядок верхней и нижней площади по типу первой очереди от Базарного взвоза до станции Соляной с учетом проектирования Наркомводом водного вокзала и устройства в дальнейшем по нижней террасе автопутевой трассы до тракторного завода».

Строительный бум

Но вернемся к той набережной, которую видим сейчас. Решением Сталинградского горисполкома от 12 декабря 1949 года под строительство речного вокзала был отведен участок «между Киевским и Базарным взвозами». Однако позже приняли новое решение, которым под речной вокзал отводился участок на берегу Волги в границах Ленинской и Исполкомовской улиц.

В 1951-1952 годах наркомхоз поставил вопрос о строительстве центральной части набережной. Суммы выделялись большие: так, сметная стоимость одной лишь главной лестницы – 4680 тыс. рублей. Здесь необходимо заметить, что строительство набережной было напрямую связано с открытием Волго-Донского канала. Первостепенной задачей стояло благоустройство Сталинграда; особенно это касалось берега Волги на всем протяжении от строительной площадки ГЭС вплоть до канала.

Набережная должна была стать «парадным входом в город». Над ее проектом работали такие архитекторы, как Василий Николаевич Симбирцев, Израиль Ефимович Фиалко, Валентина Степановна Макаренко. Большое внимание уделялось архитектуре и конструкции центральной (или, как она называлась иначе, – парадной) лестницы, которая должна соединить нижнюю и верхнюю террасы. Предполагалось, что лестница шириной 40 метров будет сделана из гранита на железобетонном основании; планировалось оформить лестницу барельефами, скульптурами и другими украшениями.

В 1952 году Сталинград переживал строительный бум: завершилось строительство Волго-Донского канала, в городе возводились железнодорожный вокзал, Дом связи (главпочтамт), гостиница «Интурист», планетарий, Дворец труда, Дом юстиции, здание Госбанка и многое другое. Технический проект парадной лестницы был отправлен в Москву на утверждение в январе 1952-го (заметим, что стройка шла параллельно с разработкой проектной документации). В это же время было произведено оформление центральных клумб на площади Павших борцов и набережной, смонтированы светильники для верхней террасы.

Сооружение парадной лестницы планировалось завершить к 1 мая (!) 1952 года. Масштабы строительства впечатляют: предстояло выполнить бутовой и кирпичной кладки более 2500 кубометров, уложить сборного железобетона более тысячи кубов и 3500 погонных метров гранитных ступеней, облицевать гранитом свыше 1000 квадратных метров поверхности. В верхней части лестницы глубина выемки грунта составляла двенадцать метров, в нижней – шесть; вынутый грунт отвозился на самосвалах в будущую насыпь береговой террасы. Только чтобы вырыть котлован для фундаментов, нужно выбросить 45 тысяч кубов земли. Между тем, сроки были весьма сжаты. На строителей, прежде всего на коллектив треста "Сталинграджилстрой" была возложена серьезная ответственность.

«Напряженно трудятся бригады гранитчиков...»

19 марта начали вынимать грунт из котлована, предназначенного под устройство фундамента пропилей, а уже в начале мая бригада каменщиков рапортовала об окончании кладки девятиметровых колонн, которые находились на верхней части парадной лестницы. В апреле начали устройство взвоза, соединившего нижнюю террасу набережной с Краснознаменской улицей. Тогда же были закончены бутобетонные работы по возведению опор парадной лестницы, начато устройство железобетонных прогонов, балок и плит перекрытия.

Для строительства парадной лестницы использовался серый гранит из Винницкой области (Украина). 186 ступеней из гранита прибыли в Сталинград в первой декаде апреля 1952 года, вместе с еще тремя вагонами серого гранита с того же карьера. Во второй половине месяца строители получили первую партию гранита для подпорных стенок верхней террасы. А 28 апреля уже было уложено 25 квадратных метров гранита. В конце мая на строительную площадку прибыла первая партия красного гранита, которым отделывали скульптурные постаменты и цветочницы. В июле для последних отделочных работ было получено еще два вагона гранита. В «Сталинградской правде» от 15 июня 1952 г. отмечалось: «…Напряженно трудятся бригады гранитчиков тт. Гнедовского и Пономарева. Закончив устройство гранитных ступеней среднего 15-метрового пролета, они устанавливают ступени боковых маршей. Гранитчики продолжают облицовку розовым гранитом подставок для цветочных ваз, пьедесталов скульптур».

В июле 1952 года было завершено также начатое в марте строительство кафетерия рядом со зданием филиала драматического театра: «Против театра выстроен кафетерий. Верхняя его часть обрамлена белыми колоннами и расположена на одном уровне с террасой. Нижняя часть образует закрытое помещение. К нему примыкает площадка…»

Преображенная набережная

Неоценим также вклад черкасовцев, а именно – работы по озеленению участков набережной. 13 апреля 1952 года на городском собрании черкасовцев было принято решение «особое внимание в благоустройстве в этом году уделить берегу Волги. Необходимо убрать отсюда лом, мусор, пришедшие в негодность баржи, озеленить откосы, снести временные постройки. Перед посадкой деревьев на берегу Волги нужно провести большие работы по планировке откосов». Вплоть до окончания строительства 1-й очереди набережной черкасовцы Сталинского, Ворошиловского и других районов города выравнивали откосы, пешеходные дорожки, очищали тротуары близлежащих улиц.

В конце июня секретарь Сталинградского горкома ВКП(б) Константин Некрасов сообщал: «…В этом году преобразится и центральная часть набережной нашего города. Здесь уже заканчивается строительство верхней и нижней террас с видовыми площадками и подпорными стенками, облицованными гранитом. Завершается сооружение гранитной лестницы шириной в 40 метров. Это – парадный вход в город со стороны Волги. Лестница имеет 9 маршей, 8 площадок, 104 ступени. На ее верхней площадке устанавливаются колонны с красивыми лепными украшениями. Строительство центральной набережной является важнейшим мероприятием в оформлении Сталинграда…»

К концу июля 1952 года работы по реконструкции первой части набережной (от филиала драматического театра до улицы Ленина) были закончены, о чем в газете «Сталинградская правда» опубликована заметка: «…24 июля разобраны все строительные леса, разгорожены временные заборы на берегу Волги, – и взору сталинградцев предстала во всем величии и красоте, одетая в гранит и зелень, первая, центральная часть преображенной набережной».

Начатое в декабре 1951 года, строительство завершилось через восемь месяцев. Строителей ждали второй, третий участки – набережные в поселке Металлургов и в Красноармейском районе… Идею «одеть Волгу в камень» реализовать тогда полностью так и не удалось, но начало было положено. И по сей день, Центральная набережная является одной из главных красот города. Сейчас она – объект культурного наследия, и мы надеемся, что этот статус поможет ей оставаться любимым местом отдыха горожан и гостей Волгограда еще долгие годы.