Органы местного самоуправления «примеряют» законодательные изменения

Некоторые представители муниципальной власти, увидев на пороге очередного «просителя», указывают на дверь – мол, это не наш вопрос. «ВП» составила список новых полномочий местных органов самоуправления, а также законодательных инициатив, которые повлияли на увеличение, или наоборот уменьшение дотаций и субвенций.

1. В прошлом году были внесены кардинальные изменения в областной закон «О межбюджетных отношениях в Волгоградской области». Принципиально новый подход к формированию межбюджетных отношений в регионе стал учитывать усилия муниципалитетов в формировании и расширении услуг. Теперь межбюджетные отношения между областью и муниципалитетами рассчитываются по нормативам на каждую муниципальную услугу, которая оказывается населению. К примеру, в сфере общего образования учитываются потребители муниципальных услуг – дети в возрасте от 7 до 17 лет. Норматив финансовых затрат для муниципальных районов и городских округов – 11300 рублей на 1 ребенка. Аналогично были прописаны нормативы в сфере дошкольного образования, дополнительного образования, организации отдыха детей в каникулярное время, в сфере организации благоустройства территории, в сфере обслуживания автомобильным транспортом, других услуг. Поэтому эта новая редакция закона наконец-то поставила во главу угла население городков и районов: чем больше жителей проживает, тем больше муниципалитет получит дотаций.

2. Еще одна положительная новость – в регионе действует более 20 многофункциональных центров. 2013 год ознаменован открытием новых МФЦ в Николаевском, Октябрьском, Городищенском районах, в районах Волгограда, а также значительным расширением услуг, уже существующих. Основная цель, которая преследовалась при создании многофункциональных центров, – это снижение нагрузки на население при получении различных услуг. Если для получения услуги требуются дополнительные документы (справки, выписки, иные подтверждающие документы), то МФЦ запрашивает их без непосредственного участия заявителя. Для этого МФЦ обращается в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, местную администрацию, органы исполнительной власти Волгоградской области. С указанными органами власти МФЦ взаимодействует на основании подписанных соглашений и административных регламентов. Поэтому люди различных возрастов уже по достоинству оценили обращения в центры – к примеру, чтобы без нервов и инстанций отмежевать земельный участок или даже подать заявление…в ЗАГС.

3. С 1 января этого года в муниципалитетах принят единый стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Однако еще в ушедшем году пилотными муниципалитетами для обкатки нового Стандарта работы с инвесторами стали Волгоград и Алексеевский район. Как отмечают власти Алексеевского района, в соответствии с требованиями Стандарта была разработана дорожная карта по улучшению делового климата на территории района. В результате комплексной работы по развитию инвестклимата, объем инвестиций в расчете на одного жителя, в среднем за один год, уже вырос до 40 тысяч рублей, что является одним из лучших показателей в Волгоградской области. Другие муниципальные образования собираются перенять ценный опыт. Изюминкой прошлого года стали системные семинары по развитию муниципальной политики, которые в регионе проходят с участием областных министерств и ведомств. Уже состоялось 10 выездных обучающих семинаров по вопросам улучшения инвестиционного климата в Городище, Волгограде, Фролово, Калаче-на-Дону, Михайловке, Камышине, Урюпинске, Елани, Николаевске и Котельниково.

4. Также в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, обязывающие органы местного самоуправления организовать на своем уровне муниципальный жилищный контроль. Там, где на местах ответственно относятся к улучшению качества жизни, эта мера позволила устранить с рынка недобросовестные управляющие компании. Важно, что эти изменения в закон запретили муниципалитетам самоустраняться от проблем ЖКХ – теперь любой житель может смело обращаться в администрацию и жаловаться на нерадивую УК. Если в муниципалитете при рассмотрении обращения будут выявлены вопросы, относящиеся к компетенции региональной жилинспекции, то такое обращение будет направлено контролирующему органу. В любом случае оно не останется без ответа.

5. По поводу неудобства внутрирайонных автоперевозок жители также смогут обращаться в муниципалитет. С мая прошлого года организация транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах стала обязанностью органов местного самоуправления всех городских округов и районов Волгоградской области. Однако для некоторых районов эта тема стала самой болезненной: частники так и не «закрыли» необходимые социальные маршруты, а средств на муниципальное ПАТП не хватает. Ряд муниципалитетов уже намерены выступить с предложением к депутатам областной думы – внести в сферу полномочий ТОСов организацию автомобильных перевозок внутри района. Тем более на балансе некоторых общественных самоуправлений есть "газели". Однако, по ряду правил и подзаконных актов, тосовцы… могут заниматься автоперевозками лишь в границах собственного ТОСа. Так или иначе, важным итогом прошлого года можно считать расширение хозяйственных функций ТОСов. На уровне региона принята профильная государственная программа, в которой предусмотрено направление субсидий муниципальным образованиям на поддержку ТОСов с привлечением средств местных бюджетов. Таким образом, «муниципальная перезагрузка» как можно ближе подошла к проблемам и чаяниям населения – жители становятся и контролерами, и партнерами местной исполнительной власти.