Осторожно: грязные пиар-технологии

Ваш почтовый ящик разбух от газет и листовок, после прочтения которых хочется вымыть с мылом руки? С телеэкрана взрослые дяди ругаются и поливают друг друга, а также все, что есть вокруг, потоками грязью? Ну, значит, скоро выборы.

Экс-советский человек, казалось бы, ко всему давно привык. Однако и у самых закаленных из нас порой сдают нервы. Врачи считают, что это, к сожалению, совершенно естественная реакция организма на хорошо продуманный кем-то пиар определенных политических партий. 
– Мы живем в бурном мире, когда информация является ключевым моментом контроля и регуляции всей нашей жизни. Люди воспринимают как позитивную, так и негативную информацию. А она по-разному влияет на самочувствие, жизнь и даже судьбы, – утверждает доктор социологических наук, заведующий кафедрой общей и клинической психологии, декан факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета Михаил Волчанский. – Медицинский университет силами различных кафедр с 2002 года ведет исследования, связанные с влиянием СМИ на сознание, психическое и соматическое здоровье граждан. Мы ищем ответ на вопрос, каким образом социальная среда формирует состояние человека, его самочувствие, настроение, как это влияет на его сознание, жизнь и поведение. Опрошено уже около 1000 человек, и выясняется, что многие волгоградцы (почти две трети) оценивают информацию в СМИ как негативную, особенно в судьбоносные периоды – выборы, общественно значимые события. И именно эта негативная оценка реальности в СМИ формирует настроение человека и его самочувствие.
Специалистам известно: негативная информация эмоционально более мощно воздействует на психику человека, поскольку адресована к его эмоциональной сфере. А если негативная информация вызовет состояние, например, тревоги и страха, то это состояние будет держаться долго, закрепится и постепенно приведет к возникновению психосоматических заболеваний. Иногда человек и сам может не понимать, почему у него возникли проблемы, скажем, с сердечно-сосудистой системой, пищеварением, эндокринной системой, с кожей.
Невротические расстройства, кстати, тоже следствие процессов, когда негатив воздействует на психику и на сознательном, и на бессознательном уровне. Даже когда человек пытается от него отстраниться, ему не дают этого сделать кипы газет в почтовом ящике и бурные информационные потоки с «голубых экранов» из рекламных роликов кандидатов и отдельных партий, «специализирующихся» на очернении других кандидатов и других партий. У людей складывается впечатление, что они находятся в безвыходных условиях.
Что делать? Человеку нужно найти возможность вырабатывать в себе такое отношение к происходящему, которое будет снижать воздействие негатива. Он может избирательно делать акцент на позитивные моменты, которые помогают жить, трудиться, созидать. Надо искать поддержку в семье, на работе, у тех людей, которые строят презентацию своей деятельности на позитиве, за счет демонстрации достижений, реальных шагов, реальных планов, которые осуществимы. За таким человеком люди всегда идут, он является лидером и тем защитным механизмом, который двигает людей по пути благополучного будущего, а не загоняет в негатив.
– Медийная среда, особенно в период выборов, не способствует психическому здоровью людей, – согласен с коллегой и заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии ВолГМУ, профессор, доктор медицинских наук, главный внештатный специалист по психиатрии комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области Назим Оруджев. – Стресс, который испытывает человек под воздействием неприятной для него информации, накапливается. Потом он должен каким-то образом реализоваться. Первая видимая реализация стресса – это психологическое отторжение, второе – накапливание, приводящее к аффективной реакции.
За последние 5 лет на треть возросло количество обращений в государственные медучреждения, оказывающие психиатрическую помощь. 10% из них – это люди, страдающие аффективными расстройствами или переживающие неврозоподобные состояния. Исследования, которые проводит и наша кафедра, свидетельствуют о том, что наиболее часто за психиатрической помощью обращаются жители Центрального района Волгограда. Думаю, это происходит потому, что у них выше информационная доступность в силу географической близости к административным учреждениям, а также в силу более высокого социального статуса. Доказано: чем выше социальная составляющая у человека, тем сильнее на него действует социально-экономическая ситуация. А вот Красноармейский и Тракторозаводский районы «отвечают» на негативное информационное поле более высоким уровнем алкоголизации – это «народный антидепрессант».
Может ли человек самостоятельно, без помощи врача, защитить себя от негативного воздействия СМИ? Все зависит от степени самосознания, от уровня интеллектуальных способностей человека. Но есть и универсальные способы противостоять негативному информационному полю. Первое: руководствуйтесь проверенным способом булгаковского профессора Преображенского: если газета плохо влияет на ваше пищеварение – просто не читайте ее.
Предвыборная кампания, проводимая сегодня некоторыми компаниями и кандидатами, использует научно обоснованные, разработанные с помощью психологов и психиатров программы. Но, к сожалению, они используются не во благо человека, а во благо того, кто использует других людей для своих меркантильных целей. При получении информации, касающейся политических позиций, человек обращает свое внимание либо на харизму лидера, либо на какой-то лозунг, либо на критику. Практика показывает: человек легко восприимчив к критике существующей власти, потому что социально-экономические преобразования, которые сейчас идут достаточно быстрыми темпами в нашей стране, вызывают у людей психическую усталость. При реализации проектов всегда находятся и погрешности, которые также будут вызывать критику. Поэтому изначально нужно четко оценивать: кто ты – пессимист или оптимист. У пессимиста стакан наполовину пуст, а у оптимиста он наполовину полон. Учитесь видеть позитив во всех проявлениях жизни, и этим самым вы сохраните свое психическое здоровье.
– Многие проблемы XXI века связаны со стрессом, – не сомневается доктор медицинских наук, заведующий кафедрой иммунологии и аллергологии ВолГМУ Элеонора Белан. – Стресс самым непосредственным образом отражается на иммунной системе. А СМИ управляют нами, психикой и здоровьем в целом. По заключению исследователей социологического факультета МГУ, деятельность СМИ приобрела деструктивный характер. От 40 до 80% населения считают влияние ТВ негативным. Нужно критически подходить к информации, знать, зачем идет реклама и почему нас соблазняют купить что-то или поступить так, а не иначе. Старшее поколение выросло в то время, когда на ТВ не было такого засилья рекламы, и оно умеет фильтровать. Молодежь в этом плане более уязвима. Хотя есть и пожилые люди, которые верят рекламе и тратят последние деньги, покупая, например, различные «чудо-лекари» и «панацеи».
Как избежать негативных последствий агрессивной информационной среды? Можно и в прорубь нырнуть. Но надо исходить из своих желаний. Если человек хочет побороться, он будет прилагать определенные усилия. Мы разучились радоваться простым вещам – музей, театр, каток, бассейн. Все идут в магазин, кино, в кафе – именно эти «источники удовольствия» формируют у нас СМИ. И при этом мало кто получает радость от простого общения. Даже поход в гости зачастую сводится к застолью. Мое твердое убеждение: у сегодняшнего поколения, особенно детей, нужно формировать те привычки, которые были у наших дедушек и бабушек. А у них с иммунитетом, между прочим, было все в порядке.

Поделиться в соцсетях