Острые вопросы "круглого стола"

Что мешает эффективно бороться с коррупцией?.

В Международный день противодействия коррупции в управлении Минюста России по Волгоградской области в формате «круглого стола» обсудили меры эффективной борьбы и профилактики этого явления.

В работе форума приняли участие представители органов власти, правоохранительных органов, надзорных ведомств, общественных организаций. В отличие от подобных мероприятий, где в основном звучат показатели по пойманным за руку взяточникам и казнокрадам, на этом заседании были озвучены и проанализированы факторы, создающие «питательную среду» для коррупционеров, а также пути решения непростой задачи по их устранению.

Открыл заседание начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Максим Колесников. Он рассказал о роли управления в сфере противодействия коррупции. Особое внимание было уделено проведению антикоррупционной экспертизы региональных нормативно-правовых актов.

Профильный федеральный закон, который регулирует проведение антикоррупционной экспертизы, вступил в силу в январе 2009 года, но фактически территориальные органы Минюста России по поручению Минюста России начали проводить такого рода экспертизу за год до введения официального понятия «антикоррупционная экспертиза».

По словам Максима Колесникова, сущность такой экспертизы состоит в выявлении опасных коррупционных факторов, то есть дефектов норм, которые могут способствовать возникновению этого явления. К ним в правотворческой практике можно отнести, например, множественность вариантов диспозиций правовых норм, коллизии правовых норм, отсутствие административных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т. д.

Нечетко прописанный нормативно-правовой акт, позволяющий двусмысленно трактовать нормы закона, создает благоприятную среду для коррупционеров, которые могут виртуозно использовать слабые места в законах. Кроме того, эта двусмысленность нормы закона, «жонглирование» в нормотворчестве мешает схватить коррупционера за руку и привлечь его к уголовной ответственности, доказав юридически его виновность, даже в том случае, если его деятельность вызывает много вопросов у правоохранительных органов.

В региональном управлении Минюста проанализировали признаки двусмысленности и даже составили своеобразный рейтинг. В нормативно-правовых актах в 36% этот эффект возникает из-за юридическо- лингвистической неопределенности; 21% – это непонимание административных процедур; 16 % – наличие дистанционного управления. Есть и целый ряд других признаков, но в процентном соотношении они менее распространены.

В ходе ревизионной проверки действующих нормативно-правовых актов региональным управлением юстиции исследовано порядка 120 документов, регулирующих такие сферы общественных отношений, как малое и среднее предпринимательство, бюджетное, жилищное, земельное, градостроительное законодательства, опека и попечительство, законодательство, регламентирующее организацию местного самоуправления, законодательство о государственной службе. За 11 месяцев этого года управлением проанализировано 2125 нормативно-правовых актов. Из них в 43 актах было выявлено 59 коррупциогенных факторов. При анализе 190 проектов нормативно-правовых актов было выявлено 6 проектов, содержащих положения, способствующие проявлению коррупции.

В числе первоочередных проблем, которые возникают при проведении антикоррупционной экспертизы, Максим Колесников назвал подготовку профессиональных экспертов в этой сфере. Практика показывает, что в данной деятельности специалисту недостаточно иметь только классическое юридическое образование. Для того чтобы выявить в нормативно-правовом акте возможности различных толкований, неоднозначности терминологии, оценочных суждений и прочие признаки двусмысленности, эксперту потребуются специальные знания в области лингвистики. Кроме того, при проведении антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов, например, в сфере дорожного движения, пожарной безопасности, экологии и др. эксперту сложно будет обойтись без естественнонаучных, технических и гуманитарных знаний.

По словам Максима Колесникова, суть проведения юридической антикоррупционной экспертизы носит сугубо «творческий» характер и качество ее проведения во многом зависит от того, насколько эксперт сможет на основе изучения документа «предугадать» возможное негативное применение нормативно-правового акта на практике.

В дискуссии по проблемам борьбы с коррупцией выступил заместитель председателя Волгоградской областной думы Владимир Овчинцев. В своем выступлении он подчеркнул, что нет сегодня «язвы более кровоточивой, чем коррупция». Владимир Овчинцев напомнил, что несколько лет назад в думе была создана комиссия по противодействию коррупции и в Волгоградском регионе было принято 14 законов и 12 постановлений по противодействию коррупции, открыт интернет-сайт.

Одной из причин возникновения коррупциогенных факторов, по словам Овчинцева, является «кадровая чехарда» в Волгоградском регионе, когда на ответственные должности назначаются неопытные, неподготовленные люди.

Начальник государственно-правового управления губернатора и правительства Волгоградской области Наталья Лисименко в своем выступлении сообщила о том, что губернатор прислушивается к экспертному мнению юстиции и прокуратуры и оперативно реагирует и устраняет выявленные замечания.

В свою очередь прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Елена Халанская подвела статистику этого года и подчеркнула, что деятельность органов государственной и муниципальной власти по противодействию коррупции находится под постоянным надзором органов прокуратуры. По словам Елены Халанской, большинство нарушений выявляются на муниципальном уровне. Некоторые главы муниципальных образований грубо проигнорировали введенный с декабря 2011 году запрет на участие в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых норм. Так, например, в Еланском районе главы семи сельских поселений продолжительное время нарушали действующий запрет, не сложив управленческие полномочия в садово-огороднических некоммерческих партнерствах граждан. В результате прокурорского реагирования во всех случаях приняты меры по устранению нарушений закона, включая сложение главами муниципальных образований своих полномочий в хозяйствующих субъектах.

Первый заместитель министра образования и молодежной политики Волгоградской области Александр Калинин поднял на заседании "круглого стола" тему воспитания подрастающего поколения в духе нетерпимости к коррупции. Он подчеркнул, что в системе образования важны такие направления, как преодоление правового нигилизма, информированность учащихся, а также воспитание нравственного отторжения коррупционного поведения.

На заседании "круглого стола" прозвучало много конструктивных предложений. Все они легли в основу совместного решения. Кроме того, все участники мероприятия подчеркивали, что, учитывая высокую латентность коррупционных правонарушений, разнообразие коррупционных схем, в вопросах противодействия коррупции органы государственной власти и институты гражданского общества должны тесно взаимодействовать между собой.