"От колес далеко не отходим..."

Волгоградскому обществу автомобилистов – 40 лет. Вообще-то полное имя юбиляра гораздо цветистее: "Волгоградское областное отделение общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов». У граждан старшего возраста это название наверняка вызовет противоречивые воспоминания. Вот и я не стал исключением. Потому уместен будет небольшой исторический экскурс.

Первым делом о Родине, а потом о себе

Кто сумеет вспомнить, сколько денег он платил в разнообразные добровольные общества в советские времена? От комсомольских взносов по 2 копейки и до немалых рублей… Красный крест, Фонд мира, профсоюз, ДОСААФ... Позже появились общества трезвости, книголюбов… Да разве всех упомнишь. Чтобы упростить процесс изъятия средств у работающего населения, нередко эти «добровольные» взносы попросту удерживались из зарплаты или стипендии.

Одно из первых мест по настойчивости в сборе средств населения занимало Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению железных дорог – Автодор, в который принимали целыми коллективами. А несколько позже (в 1973 году) народился и братик Автодора – Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ).

В отличие от старшенького, заманивавшего в свои ряды, правда, без особого успеха, лотереями, ВДОАМ получил козырь в виде возможности купить дефицитные запчасти. Например, карбюратор. Но и взносы были неслабыми. При зарплате в 120 рэ на поддержку Общества отдавали десятку. И была эта руководящая должность в отделениях ВДОАМа эдакой тихой гаванью для людей почтенных и заслуженных, преимущественно пенсионного возраста.

Переход в день сегодняшний оказался для неподготовленного журналиста слегка шокирующим. Вместо пыльного кабинета, где на табуретках восседают ветераны автодела, передо мной предстал особняк о трех этажах. На одном из них восседало нынешнее руководство этой и ныне бодрствующей организации.

Триумвират, состоявший из председателя общества Александра Лебедева, его заместителя Алексея Вагина и члена президиума Владимира Иванова, обсуждал ход подготовки к торжественному вечеру, посвященному грядущему юбилею. От приятной темы им пришлось отвлечься. Журналисту хотелось понять, как они дошли до такой прекрасной жизни, а не почили в бозе, как многие иные начинания, зарожденные в эпоху развитого социализма.

От бульдозера до катера

Заслуженный работник транспорта РФ Александр Лебедев достал шпаргалку, на которой, очевидно, готовясь к юбилейной речи, отразил, чем занимается возглавляемая им организация. После десятого пункта я заскучал, но основные моменты в памяти остались: профилактика, стоянки, техосмотр… Всего 16 видов услуг. Особенно впечатлили планы общества: подготовка бульдозеристов, крановщиков… А еще, помимо обычных курсов, есть спецкурсы для водителей, занятых перевозкой опасных грузов, для тех, кто желает управлять автомобилями с маячком. Даже производство судоводителей поставили на поток. Итого – в обществе обучают двадцати профессиям, свыше половины из которых базируются в районах области.

С чего начали восхождение? Это для нынешнего руководства приятный вопрос.

– В начале двухтысячных, – вспоминает Лебедев, – ситуация была для нас непростая. Денег не хватало, инфляция, но о дне завтрашнем позаботились. Собрали руководителей районных отделений и сообща приняли решение: десять процентов заработанного все отдают в фонд развития, а точнее, на закупку оборудования для техосмотра. Занялись подготовкой помещений, специалистов, прошли лицензирование. И процесс пошел.

Гаишник плюс общественник – мир, дружба, сотрудничество

Понятно, что такие серьезные вещи без сотрудничества с гаишниками не делаются. Здесь общественникам грех жаловаться на отсутствие контакта и понимания. Мы с госструктурами партнеры, с гордостью подчеркивает Алексей Вагин. Да и не мудрено – разгрузили они государственных людей основательно.

Кроме участия в техосмотре, заключили договор на услуги по эвакуации автомобилей нарушителей, ремонт алкотестеров, проводят экспертизу после ДТП… Было время, когда активно крутили кино для злостных нарушителей правил дорожного движения. У тех имелся выбор: лишиться прав или провести определенное количество часов у телеэкрана за просмотром фильмов про то, как вести себя на дороге. После чего экзаменовались сотрудниками ГАИ.

– Как только появляется новый закон для автомобилистов, – признается Лебедев, – мы собираемся и устраиваем мозговой штурм, где и как можем принять участие, какую услугу можем оказать. Решение принимается коллегиально. Чтобы выжить, мы сегодня за массовостью не гонимся, членские взносы у нас символические – сто рублей в год. Репутация для нас дороже всего. Этим прежде всего и привлекаем. Вот на сегодняшний день больше 60 тысяч жителей области привлекли.

Конвертация репутации

Закоренелый рыбак и по совместительству член президиума общества Владимир Иванов поясняет: нагретые места и тряпочный телефон – это вот что значит: если человеку в нашей автошколе понравилось, знания хорошие получил, он и другим посоветует. Зачем от добра добро искать? То же самое и техосмотр. Если кто у нас его прошел, уверенно выезжает на трассу, потому что мы за качество отвечаем, как и несем полную ответственность за сохранность авто на наших стоянках. Если что случится на стоянке – полностью компенсируем сумму ущерба.

Чем больше слушаешь представителей мозгового штаба, тем яснее становится – нормальные, продвинутые капиталисты, а не советское «добровольное общество» перед тобой. Маркетинг, менеджмент и другие иностранные слова вспоминаются. И совершенно неожиданно прозвучали на этом фоне слова о строительстве ДЮСШ, которое ведет Добровольное общество.

Хотя Волгоградское общество автомобилистов в очередной раз признано лучшим в стране, все ему то ли славы, то ли хлопот мало. За свой счет строят в Волжском спортивную школу для подростков, содержать которую сами же и намерены. Чтобы молодое поколение не по улицам без дела шастало, а как можно раньше научилось грамотно баранку крутить. То есть вместо того, чтобы себе оклады поднять, они на подростков решили потратиться. Потом, правда, удалось вывести руководство ВОА на "чистую" воду. Признались, что не бескорыстно они это делают. О своем имени они к тому же заботятся, о популярности. Считают, что благотворительность им даже выгодна.

…Эх-ма, если бы все так о своей репутации заботились.