От солнцеката – к солнечному электромобилю

Команду изобретателей гелиовелосипеда из Камышина пригласили поработать над проектами в "городе будущего"

В сентябре два солнцеката камышинских изобретателей прошли 1350 км от Мамаева кургана до подножия Сапунгоры. И установили тем самым мировой рекорд для транспорта на солнечных батареях. Об этом «ВП» уже рассказывала. Но целью создателей была презентация солнечного велосипеда на проходившем в конце сентября в Крыму Международном форуме «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». Съехавшиеся туда ученые из разных уголков России, Казахстана и Белоруссии с интересом осмотрели гелиовелосипеды, даже покатались на них и открыли перед изобретателями из Камышина новое поле деятельности. Какое – узнала наш спецкор Ольга ПОПЛАВСКАЯ.

Новгород Крымский

Новый экспериментальный город, где будут «обкатываться» самые передовые разработки в области ЖКХ, энергетики, общественного и личного транспорта, благоустройства и других сфер жизни, планируется построить возле Феодосии в Крыму.

Рабочее название для этого города уже придумали – Новгород Крымский. В этом инновационном мегаполисе, возводить который планируют с применением новых строительных и инженерных технологий, ученые собираются совершить локальную технологическую революцию.

Жить город будет только на опресненной морской воде, ведь с водоснабжением в Крыму вечная напряженка. Для этого в Новгороде Крымском построят мощные опреснительные установки, как в Израиле.

Освещать его будут фонари, которые днем копят энергию солнца. Вся система ЖКХ тоже станет работать совершенно по-новому – весь город будет существовать на альтернативном энергообеспечении.

И асфальт на дорогах, надо полагать, будет создан с применением нанотехнологий. А ездить по улицам жители города станут на экологически чистом транспорте на солнечных батареях. Город задумывается, прежде всего, как наукоград. Первыми его жителями станут ученые.

– Перед нами поставили задачу создать электромобиль на солнечных батареях совместно с одним из крымских заводов, – рассказал автор идеи солнечного велосипеда Валерий Галущак, доцент кафедры электроснабжения Камышинского технологического института. – Это мы и намерены сделать в течение ближайших двух лет. Кроме того, поскольку наша кафедра достигла очень многого в сфере альтернативной энергетики, именно нам предложили заняться и вопросами уличного освещения.

Крым станет новым Сингапуром?

В будущем, возможно, работы камышан переключатся и на общественный электромоторный транспорт. Камышинский технологический институт от таких перспектив только в выигрыше: вуз получит оплату за договорные проектные работы.

– Крым, объявленный Правительством РФ особой территорией опережающего развития, имеет сегодня возможность стать вторым Сингапуром, – говорит Валерий Галущак. – Но без новейших технологий это невозможно.

Ученый уверен: если не запустить этот город будущего под эгидой Союза научных инженерных обществ России и не начать «обкатывать» там новые технологии, то отставание нашей страны от Запада, которое наблюдается уже сейчас, будет неизбежно.

Чтобы жить в будущем, нужно его сначала создать, не устает повторять изобретатель из Волгоградской области.

Кругосветка не отменяется!

Однако и от идеи внедрения солнцеката в массовое производство его создатели отказываться не собираются.

– Волгоградская область становится Детройтом по солнцекатам, – говорит Валерий Галущак. – Нам звонят из Москвы, СанктПетербурга, Крыма и других м е с т России с предложениями по модернизации или покупке нашего гелиовелосипеда. Но мы хотим, чтобы первое массовое производство экологически чистого и дешевого транспорта будущего началось на волгоградской земле.

На сегодняшний день существуют две разновидности гелиовелосипедов от изобретателей из Камышина. Это солнцекаты «Дачник» и «Турист». Уже по названиям видно, для кого они предназначены и какими удобными опциями обладают.

Третья модификация под названием «Я и моя мама» – для мам, подвозящих ребенка в садик или на занятия, сейчас «доводится до ума». Пока сильно затрудняет работу камышинских изобретателей отсутствие инвесторов. Никто из бизнесменов так и не поспешил вложиться в этот новый вид транспорта. Но…

– В поисках инвестиций я подал заявку на конкурс «Старт» от Фонда развития малых предприятий в научно-технической сфере, – сообщил изобретатель и пилот солнцеката Иван Богданов. – Ближе к концу октября будет ясно, попадаем ли мы в число победителей конкурса перспективных проектов. А его бывший научный руководитель Валерий Галущак добавил:

– Новый вид солнцеката «Я и моя мама» будет представлен в Астане летом 2017 года на выставке «Экспо-2017». Мы хотим попасть в команду РФ на эту престижную международную выставку. Планы о кругосветном путешествии только на энергии солнца тоже остаются в силе. Но дел сейчас нас ждет очень много. В круго-светку на солнцекатах поедем летом 2018 года.

Как это работает?

Солнцекат управляется рычагом, похожим на игровой джойстик. Педали есть, но они нужны только для того, чтобы тронуться с места. Разогнаться с их помощью не получится – максимальная скорость в ручном режиме не превышает пяти километров в час.

Зато электрической мощи хватит, чтобы мчаться с ветерком. От встречного ветра и осадков водителя защищает лобовое стекло, а на крыше установлена солнечная батарея. Она выделяет до 300 Вт энергии, при этом велосипед с водителем и грузом до 30 кг потребляет около 260–280 Вт.

В темноте он переходит на питание от литий-ионного аккумулятора, которого хватает на 25 км. Когда на улице солнечно, велосипед снова подзаряжается. И даже в пасмурные дни и в дождь солнечная панель дает небольшую подпитку аккумуляторам.

Гелиовелосипед «Турист» способен проходить на солнечной энергии до 25 км в час, поясняют изобретатели, то есть, по 300 км в день. У изобретателей из Камышина есть патент на это изобретение. Кстати, солнечные батареи на этой модификации солнцеката не покупные – их мы тоже сделали сами.

За счет выпуска солнечных панелей, двигателя и контроллера собственного производства конструкторы собираются удешевить стоимость солнцеката так, чтобы он мог продаваться по цене обычного горного велосипеда.

Весит гелиовелосипед около 50 кг. Может ездить не только по асфальту, но и по грунтовой дороге, куда-нибудь в лес или к речке. Может солнцекат и на горку взбираться!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Дозаправка солнцем Самолет Solar Impulse 2 на солнечных батареях облетел вокруг земного шара, не потратив ни капли керосина. Этот удивительный летательный аппарат разработан компанией Solar Impulse для демонстрации возможностей альтернативной энергетики. Самолет за 17 перелетов преодолел расстояние, превышающее в общей сложности 42 тыс. км. Самое удивительное, что Solar Impulse 2 – всего-навсего одноместный самолет, кабина которого напоминает салон небольшого автомобиля. Но на этом обычные сравнения заканчиваются. Так, самолет построен из углеводородного волокна и имеет огромные крылья: размах – 72 м. Это чуть меньше, чем у самого большого в мире пассажирского самолета Airbus 380 (79,75 м), и больше, чем у Boeing-747 (68,5 м). При этом весит «солнечник» всего 2,3 т. Напомним: вес пустого Airbus 380 – 280 т, а Boeing 747 – 214,5 т!

Впереди планеты всей!

Изначально изобретатели сделали гелиовелосипед для дачников: так, чтобы любой пенсионер мог увезти со своих шести соток мешок картошки и корзину яблок. А рядом могла бы сидеть супруга пенсионера. Есть двух-, а есть трехместные модификации. Для сравнения: похожее изобретение – солнечный велосипед во Франции смог пробежать без подзарядки только 50 км, а китайский велосипед на солнечных панелях – всего 30 км. Так что в этой гонке на создание транспорта будущего камышане впереди планеты всей!

Поделиться в соцсетях