Открыть ребенку весь мир

Все они получили комплекты программно-технических средств. И теперь дети, которым показано надомное обучение, вовлечены в интересный процесс обучения. В следующем году в проект вольются еще 40 учеников, которые в силу проблем со здоровьем не могут посещать общеобразовательное учреждение.

Звонок по скайпу, и в доме третьеклассницы Даши Шинкаренко начинается урок математики. Он не отличается от того, что проходит в общеобразовательной школе. Если только не считать того, что Даша живет в Средней Ахтубе, а педагог – в Волгограде, и видят они друг друга в мониторе. Дашина учительница Татьяна Рент занимается с ней теми же предметами, какие проходит любой третьеклассник в школе. Урок длится сорок минут, но с небольшими перерывами. Несколько минут для того, чтобы дать отдохнуть Дашиным глазкам, а потом небольшая переменка для того, чтобы девочка могла подвигаться.

Вместе с Дашей за партой по ту сторону монитора сидит ее бабушка Нина Алексеевна. В прошлом она – учитель начальных классов, а теперь вовлечена в процесс дистанционного обучения вместе со своей внучкой. Она рассказывает, как Даша мечтала учиться, и однажды в храме просила боженьку дать ей учителя. Чудо произошло буквально на следующий день, в доме Шинкаренко раздался звонок из центра дистанционного обучения детей-инвалидов при волгоградском лицее-интернате «Лидер». Дашиным родителям предложили вместе с дочкой включиться в процесс обучения. Вскоре в их доме появилось специальное оборудование и начались уроки.

– По итогам психолого-педагогической комиссии, которую Даша прошла после года обучения, специалисты отметили положительную динамику обучения и поставили ей баллы чуть выше средних. Рекомендацией комиссии было продолжать обучение в центре, – говорит учитель начальных классов Татьяна Рент.

У Дарьи любимые предметы – литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, она любит заниматься математикой. С русским языком тяжелее в силу ее индивидуальных особенностей. Из-за ослабленного зрения читать и писать она может только на вертикальной поверхности, а на горизонтальной у нее разбегаются буквы на листе бумаги. Но и здесь педагог видит успехи ученицы. «Маленькими шажочками мы идем вперед», – говорит она.

По словам Татьяны Рент, от педагога требуется не только изложение материала и терпение, но понимание ребенка как самого себя. «Нужно учитывать, что эти дети растут в микроклимате, они замкнуты, поэтому в задачи учителя входит открыть перед ним полностью мир, показать, что ребенок не один, что у него есть друзья», – говорит она.

Для этого с помощью информационных технологий в центре организуют онлайн-конкурсы для учеников, совместные праздники.

– Важно, что дети получили возможность обучаться в местах их проживания, – говорит начальник отдела специального (коррекционного) образования министерства образования и науки Волгоградской области Ольга Чухилевич. – Мы считаем, что проект дистанционного образования – перспективный. Он дает возможность детям с учетом современных технологий и их психофизических возможностей реализовать свое право на получение информации, на образование.

В Волгоградской области работают два центра дистанционного образования детей-инвалидов. Один на базе лицея «Лидер», другой при лицее № 8 «Олимпия». В районах области организованы 10 опорных школ, которые представляют собой мини-центры. Они оснащены оборудованием, там есть штат педагогов.

– Чтобы воплотить проект в жизнь, нужно компьютерное оборудование, как у педагога, так и у ребенка, и Интернет, – говорит руководитель информационно-технического отдела центра Дмитрий Глуховской. – У нас есть наборы оборудования для соответствующих видов заболевания, рекомендованные Министерством образования. Например, для детей, имеющих проблемы со зрением или с опорно-двигательным аппаратом, это всевозможные роллеры, сенсорная клавиатура, Брайлевские принтеры и мониторы, кнопки, заменяющие мышку, которые крепятся на одежду.

Все это оборудование предоставляется ученикам во временное безвозмездное пользование. В планах оставлять его ребятам не только на время учебы в школе, но и для обучения в вузе.