Откуда, что берется или азы финграмотности для детей

Не все в жизни меряется деньгами. Но они неотъемлемая часть нашей повседневности и праздников. Как научить детей распоряжаться ими и сколько давать на карманные расходы?

Психология денег

Многодетным родителям Медведевым, возможно, помогает экономическое и юридическое образование. В семье – дочки 16, 12 лет и сын, которому скоро исполнится четыре года, и финансы его еще не волнуют.

– Ежедневно дочкам дается на расходы максимум рублей по 100. Этого хватает для проезда в школу и обратно, а также перекусить на большой перемене. Детям надо понимать: и копейка счет любит, – говорят Жанна и Сергей. – Они знают, что и сколько стоит в магазине. Когда идут за продуктами, всегда возвращают сдачу. Если сумма небольшая – 10–20 рублей, то зачастую разрешаем оставить себе. Девочки могут побаловаться, к примеру, сладким. Но вот на вредную пищу – те же чипсы – табу.

Между взрослыми и детьми – доверительные отношения. Кроме карманных денег, у дочерей Медведевых есть и личные – бабушки дарят на праздники. Старшая Анастасия захотела потратить их на модные кроссовки. Покупка, может, и дорогая, но для Жанны и Сергея важно: девочка посоветовалась с ними. Подработала летом – узнала, какой ценой достаются деньги, и потратила их снова с ведома родителей.

– Если что-то требуется для конкретных целей, это обговаривается отдельно, – продолжает многодетная мама. – Вот Анастасия заговорила о новейшей модели смартфона. Мы с мужем задали вопрос: «Какие функции необходимы в этом гаджете и для чего?» В итоге вместо раскрученного бренда нашли не менее качественный, но более бюджетный вариант. Вдумчивый подход учит детей экономно расходовать средства, рационально подходить к дорогостоящей покупке. У денег тоже есть психология!

На вопрос «до какого возраста намерены содержать детей?» родители Медведевы отвечают: «До 18 лет обязывает закон, а после – зависит от обстоятельств. Когда будут студентами, помощь, наверное, все равно потребуется. А вот начнут сами зарабатывать, уже станем ждать обратной поддержки».

Всегда иметь НЗ

Альфия Алланова воспитывает двух дочек. Старшая, 13-летняя Камилла, – самостоятельная и хозяйственная.

– Она со 2-го класса сама добирается до школы и обратно. Соответственно появились и деньги на рас ходы. Сейчас с учетом стоимости проезда даю 100 рублей на три дня, – рассказывает мама. – Я приучаю ее решать, как тратить: если сразу все израсходовать, то остается ни с чем, а если планомерно, то может и сэкономить. Но тратить надо на что-то полезное. Так что приходится контролировать. Правда, у девочки всегда есть так называемый НЗ – 20–25 рублей, чтобы доехать домой, если потеряет проездной. Но это и проекция на будущее: всегда должны быть деньги на крайний случай.

Младшая семилетняя София завидует сестре – ее-то пока забирают из школы взрослые. Она горит желанием хотя бы сходить самостоятельно в магазин за хлебом, молоком, яйцами, как Камилла. Ну а та, в свою очередь, мечтает получить паспорт, чтобы следующим летом самой заработать деньги.

– В детстве для меня самой большой суммой был 1 рубль. Чтобы прикинуть, сколько это по современным меркам, скажу, что тогда за 10 копеек покупали пирожное, – вспоминает Альфия Наильевна. – Мама меня приучала, что добытчик в семье мужчина, и за ним главное слово в спорных ситуациях, включая финансовые. Ну а женщина должна уметь вести семейный бюджет. Теперь учу этому дочек.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

К получению финансов готов?

– У детей должны быть карманные деньги. Иначе как они научатся с ними обращаться: считать, распределять, тратить, копить?! – замечает психолог областного центра психолого-педагогической помощи населению Елена Гаврилина. – А вот контролировать, наблюдать, как ребенок распоряжается средствами, помогать, обсуждать, объяснять – задача родителей.

Вот совет мамам и папам: прежде чем дать в распоряжение детям первые деньги, задайте себе несколько вопросов. Умеет ли ребенок читать и считать? То есть сможет ли прочитать ценник? Поймет ли, достаточно денег на покупку или нет? Сумеет ли пересчитать сдачу? Был ли опыт совместного со взрослыми похода в магазин, чтобы научиться совершать покупки – как спросить у продавца о наличии товара, где указаны цены, как оплачивать покупку и др.?

– С собой давайте сумму, чтобы хватило на проезд, на булочку или пирожок, если суп в школьной столовой окажется невкусным, – продолжает Елена Васильевна. – Если хотите дать ребенку возможность почувствовать себя помощником, попросите купить хлеба или молока после школы. А вечером не забудьте сказать спасибо. С ребенком более старшего возраста можно обсудить возможность самостоятельной покупки канцтоваров для учебы, оплаты Интернета или телефона. Кроме того, важно обговорить сумму в месяц, которую можете выделить на кино, концерт и другие развлечения. Она не должна меняться от случая к случаю, а быть соразмерной финансовым возможностям семьи.

Когда же должно заканчиваться время карманных денег? По мнению психолога, когда дети обретают некоторую финансовую стабильность в виде стипендии, оплаты подработки и т. д. Хотя суть скорее всего в том, чтобы сумма по мере взросления ребенка оставалась разумной для родителей, их бюджета и потребностей семьи.