Откуда в церкви на юге страны прижизненный портрет последнего русского царя?

В Вознесенском войсковом патриаршем соборе Новочеркасска есть уникальная реликвия – прижизненный портрет Николая II. Откуда он, выясняла «Волгоградская правда».

Этот храм – второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества (освящен в 1905 году). С 2014 года он еще и Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и Всея Руси. Фрески же впервые были описаны художником и искусствоведом Владимиром Кулишовым в книге «В низовьях Дона», вышедшей в 1987 году:

«Обширное помещение хор в западной части собора, на втором этаже над притвором, выполняло еще и роль «залы для бесед и духовных совещаний»... Плафоны и арки «залы для бесед» расписаны в стиле древнерусских теремов по рисунку художника В. М. Лопатина. Здесь размещаются живописные картины, отображающие важнейшие моменты из жизни донского казачества».

Как сообщает Кулишов, «в левом и правом крыльях залы, друг против друга, симметрично расположены четыре картины одинакового размера. Но только одна из них – «Азовское сидение в 1641 году» – подлинное произведение автора (художник Т. К. Петрусевич, по эскизу А. С. Петухова)».

Остальные, по словам исследователя, значительно уступают оригиналам, которые тогда находились в Музее истории донского казачества – «Сборы Ермака в поход на Сибирь» Ф. С. Казачинского, «Казачий круг в XVII веке» Д. Н. Кардовского и «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году» художника Максимова (эскиз Д. Н. Кардовского). По вполне понятным и объяснимым причинам В. И. Кулишов не упоминает в книге еще одну картину – «Государь-император Александр III представляет наказного атамана всех казачьих войск».

Как известно, в России с 1827 года почетным войсковым атаманом всех казачьих войск считался цесаревич – наследник престола. Т. е. на картине в соборе изображен будущий Император Николай II. Можно смело утверждать, что эта картина – единственное прижизненное изображение Николая II, сохранившееся с начала ХХ столетия вне музейных запасников. На полотне Николай Александрович изображен молодым, без своей знаменитой бороды. Цесаревича легко все-таки узнать по знаменитой фотографии 1899 года, которая, скорее всего, и была использована при создании полотна.

Добавить комментарий