Патриотичный, родной и грязный

Любовь волгоградцев к малой родине похожа на героизм. Тема имиджа региона в Волгоградской области поднимается периодически. Подходы разные – кто-то выступает за развитие потенциала, заложенного самой историей, ведь Сталинградская битва – событие, известное во всем мире. Другие предлагают искать новые точки роста, намекая на то, что история имеет свойство забываться со сменой поколений. Исследователи Волгоградского филиала РАНХиГС, задавшись тем же вопросом, решили начать с малого – изучить тот материал, который имеется на настоящий момент, и понять, а как сами жители относятся к Волгограду.

Добраться до клада

– В своем исследовании мы отталкивались от того, что имидж региона – это конкурентоспособный ресурс, который обеспечивает эффективность взаимоотношения субъекта с другими регионами, – говорит кандидат социологических наук доцент кафедры менеджмента волгоградского филиала РАНХиГС Юлия Дроздова. Как считают исследователи, на формирование имиджа влияют органы государственной и муниципальной власти, бизнес-структуры, СМИ и главным образом позиция самого населения по отношению к месту, в котором оно проживает. С целью выяснить это отношение беседы проводились как с экспертами, так и с обычными волгоградцами.

– Большинство наших респондентов в своих глубинных интервью отмечали, что Волгоградская область находится в состоянии десентимента. Это такой специальный термин, обозначающий состояние человека, когда он сперва переживает социальную травму, а затем привыкает жить травмированным, – поясняет Дроздова.

Отрицательная динамика была выявлена в отношении мобильности населения. Сравнивая 2009 и 2013 годы, ученые обнаружили, что число выезжающих за пределы региона резко возросло. Особенно неутешителен показатель по миграции молодого населения – 70% выпускников, выезжающих для учебы за пределы региона, в Волгоградскую область уже не возвращаются. Имидж региона ориентирован не только на его внутреннюю жизнь, но и на внешнее взаимодействие. Люди, которые покидают Волгоградскую область, имеют на это свои причины, своим отъездом они создают определенный имидж в окружающей среде. Эксперты в своих оценках отмечали, что от власти требуется приложить громадные усилия, чтобы переломить ситуацию. Основными причинами, которыми объясняется миграция, выступают безработица и невозможность самореализации.

Волгоградскую область отнесли к смешанным регионам, которые имеют большой потенциал, но вместе с тем ряд трудностей к его реализации. Метафорически выражаясь, у нас есть клад, который предстоит выкопать. Выгодное географическое положение, историческая значимость и благоприятные условия для сельского хозяйства – по мнению жителей, это самые полезные черты региона. Эксперты в этот перечень добавили еще и промышленность. Минусом же является отсутствие событий. В качестве основного исторического события 4% опрошенных назвали Сталинградскую битву, а остальная часть вообще не назвала ничего. Это не значит, что волгоградцы ничего не знают о собственной военной истории. Скорее, играет роль тот факт, что она отстоит во времени почти на 70 лет. Тем более что большинство высказались о трагическо-героической судьбе волгоградской земли, где живут люди, стойкие духом, но перенесшие немало испытаний. В эту парадигму вписали и теракты конца минувшего года, которые, кстати, не оказали на имидж резко негативного влияния.

Любовь вопреки

Помимо экспертных опросов ученые провели и социологическое исследование среди тысячи человек по ряду параметров, которым потом было придано численное выражение. Так, например, получилась любопытная структура причин отъезда волгоградцев. На первом месте – 54,9% – стоит причина «безработица в регионе». На втором – 40,6% – «желаемую работу нельзя получить в этом регионе». На третьем – 23,4% – «здесь нет хорошей высокооплачиваемой работы». Отсутствие интереса к жизни граждан со стороны властей и неразвитая инфраструктура оказались лишь на четвертом и пятом месте. Таким образом, можно смело утверждать, что сейчас перед нами стоит самая основная проблема – занятость. Причем недостаточно просто увеличить количество рабочих мест. Люди ищут не просто работу, а работу, которая позволит им самореализоваться.

Также исследователи задались вопросом о том, какой имидж регион имеет в российском медиапространстве. Кстати, ситуация здесь оказалась не такой уж патовой, как можно было ожидать. Большинство опрошенных оценивает его как положительный, хотя и проблемный – это 36,8% опрошенных. Еще 23,0% считает, что имидж довольно безликий, то есть его нет как такового. И куда меньше – 9,9 и 8,7% посчитали его негативным и имеющим отрицательную динамику. Все это говорит о том, что «точку невозврата», после которой ситуация становится непоправимой, мы еще не прошли и сохраняем хорошие шансы на возврат прежних позиций. Главное не терять времени.

Пожалуй, самая интересная часть исследования – это ассоциации волгоградцев со своей малой родиной. В порядке убывания самими популярными стали следующие – Волгоград «патриотичный», «родной», «грязный», «пыльный», «работающий», «застывший», «скучный», «культурный», «простой», «студенческий», «неудобный», «развивающийся", «неуютный», «недружелюбный» и еще несколько определений. Как видим, все они разные и часто противоречивые, однако по общему смыслу становится понятно – волгоградцы любят свой город, но им хотелось бы жить в нем более комфортно. Особенно хорошо этот вывод иллюстрирует первая тройка понятий. Возможно, именно это тотальное бытовое неудобство является еще одной причиной, заставляющей людей пытать счастья в чужой стороне, когда любовь к родной земле требует совсем уж героических усилий.


Что касается региональных символов, то здесь первое место держат те, что относятся к Великой Отечественной войне – 92,9%. Однако наряду с ними многие из опрошенных назвали Волгу и Дон – 64,6%, а также Волжскую ГЭС – 23,1% и памятники природы – 17,8%. Та же смычка прошлого с настоящим отражается и в личностях, связанных в сознании жителей региона с волгоградской землей. Иосиф Сталин и Георгий Жуков ничуть не менее популярны, чем Евгений Плющенко и Елена Исинбаева.

– Интересен взгляд молодежи, – отмечает Дроздова. – Из 311 работ, представленных на организованную нами тематическую выставку по символике, всего две отражали тематику ВОВ, таким образом, военная история – это очень ценный ресурс, который надо принимать во внимание и развивать, но нужны новые смыслы и практики, потому что у молодежи есть на них и запрос, и свои собственные предложения. А будущее, по мнению не только молодежи, но и волгоградцев, в целом регион будет иметь как промышленный, образовательный, военно-исторический и культурный центр.