Педагогика на пандусе

Как организовать досуг для детей-инвалидов в Волгограде

Представители государственных и общественных организаций, ведущих работу с детьми-инвалидами, собрались за круглым столом, чтобы поговорить об организации развивающего досуга. Ни для кого не секрет, что не менее, чем в постоянной медицинской помощи, особенный ребенок нуждается в правильном развитии, адаптации в социальной среде. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Но зачастую именно инвалидность мешает детям заниматься в кружках и секциях.

Рады всем, но нет возможностей

Учитель-логопед детского сада № 21 Ольга Епифанова поделилась опытом организации творческих кружков для детей с инвалидностью в возрасте от трех до семи лет, занимающихся в консультационном логопедическом пункте. Она отметила, что после организации творческих студий результаты занятий с логопедом у детей стали лучше.

– С помощью занятий в кружках удается развивать речь у ребят с ограниченными возможностями здоровья, – говорит Ольга Епифанова. – Но принять всех инвалидов наше учреждение не может, так как не адаптировано для детей, передвигающихся на колясках. А желающих посещать наши занятия очень много.

По программе «Доступная среда» многие социальные учреждения города стали более открытыми для инвалидов. В том числе дети с ограниченными возможностями здоровья могут посещать и молодежные центры.

В подростковый клуб можно и на коляске

По словам начальника отдела по работе с молодежью комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда Татьяны Терлецкой, в 2014–2015 годах в каждом районе города-героя появился клуб, адаптированный для детей с инвалидностью.

– В Волгограде сейчас существуют 15 учреждений в сфере молодежной политики и около 100 молодежно-подростковых клубов и центров. Их двери открыты преимущественно для детей от 14 лет, но к нам ходят ребята и младшего возраста, – говорит Татьяна Терлецкая. – Мы понимаем трудности родителей с доставкой детей, поэтому эти центры сделаны как помещения полного обслуживания, когда ребенок может приехать туда на несколько часов. Там адаптирована входная группа, все информационные стенды, туалеты, все проемы, напольные покрытия, залы для массовых мероприятий, есть пандусы и держатели. В некоторых помещениях есть классы для индивидуальных занятий.

По ее словам, все учреждения работают инклюзивно: дети с инвалидностью занимаются в кружках и студиях вместе с обычными детьми, а активисты становятся волонтерами наравне со сверстниками и начинают сами организовывать занятия и мероприятия для младших.

Хобби превращается в профессию

Насколько важно для детей с ограниченными возможностями здоровья иметь увлечение, переходящее в дело жизни, рассказала Светлана Кириченко. Эта девушка трудится в областной библиотеке им. Горького. Разнообразная творческая активность в собственном детстве помогла ей выбрать профессию. Светлана поделилась опытом создания на базе библиотеки клуба для молодых людей с инвалидностью, в котором участники сами определили наиболее интересные для них занятия и с удовольствием их посещают.

Тему поддержал директор Детско-юношес­кого центра Ворошиловского района Сергей Федосеев. Он занимается организацией развивающего досуга для детей с инвалидностью 22 года, и самые первые его воспитанники уже нашли свою профессию. Некоторые из них трудятся в том самом центре, в который их привели родители совсем малышами.

Разнообразные мастер-классы, экскурсии и праздники для детей с инвалидностью проводит в рамках программы «Образование для ВСЕХ» фонд «ДетскиеДомики».

– У нас программа работает с 2013 года. За это время ее участниками стали 80 детей, – пояснила координатор программ фонда в Волгоградской области Надежда Васильева. – Ребята смогли научиться компьютерной грамоте, ознакомиться с различными профессиями, побывать на экскурсиях, поучаствовать в конкурсах, посетить конный клуб, встретиться с паралимпийцами. Для родителей также проходили мастер-классы по занятиям с детьми, консультации психологов, педагогов, юристов и соцработников.

Вместе с тем, по словам специалистов, многие родители пропускают интересные встречи или занятия, объясняя это разнообразными трудностями – была плохая погода, ребенка было некому отвезти и т. д. Педагоги подростковых клубов тоже сталкиваются с подобными ситуациями. Если специалистов беспокоит вопрос, как мотивировать родителей активно посещать с детьми важные встречи и тренинги, то родителей волнует отсутствие бесплатных занятий для детей с инвалидностью дошкольного возраста. Частично проблему решают общественные организации, но они есть далеко не в каждом районе, к тому же не у всех есть подходящие помещения и возможности оплачивать труд педагогов.

Какие общественные организации помогают детям с инвалидностью

Общественники предлагают семьям, у которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, самые разнообразные программы помощи и реабилитации, начиная от сбора средств на лечение (благотворительные фонды), заканчивая собственными образовательными и творческими проектами.

Волгоградское областное отделение общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд»

Межрегиональная общественная организация детей-инвалидов «Аленький цветочек»

Областной общественный благотворительный фонд «Дети в беде»

Благотворительный фонд «ДетскиеДомики»

Общественная организация «Общество помощи детям им. Л. С. Выготского»

Волгоградская региональная общественная организация содействия детям-инвалидам

Благотворительный фонд «Планета детства»

Фото из открытых источников Интернета