Педагогика – профессия мужская

  • учитель
  • учитель
  • учитель
  • учитель
Лучший учитель Волгоградской области в школе оказался случайно. Евгению Ковалеву всего 30, а он уже входит в пятерку лучших педагогов страны. Недавно учитель химии волгоградского лицея № 5 вернулся с заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016», где, обойдя куда более опытных педагогов, оказался в пятерке сильнейших. О секрете профессионального успеха, а также о том, как привить современному поколению детей любовь к науке, он рассказал корреспонденту «Волгоградки» Ольге БОНДАРЕВОЙ.

После звонка работа только начинается

– Евгений Геннадьевич, почему пошли в учителя? Не самая популярная нынче у мужчин профессия…

– В 2008 году я окончил наш педагогический университет и остался там преподавать. В школе оказался случайно. На кафедре сокращали рабочие часы, к тому же у меня не было ученой степени. В иловлинской школе, откуда я родом, как раз уходила в декрет преподаватель, и мне предложили ее заменить. Так в профессии и остался. А в 2012 году мне предложили работу в лицее.

А то, что учитель – профессия не мужская, мне кажется, это стереотип. Вспомните дореволюционную школу – женщины там преподавали в основном только в гимназиях. Учитель-мужчина должен стать нормой. В нашем лицее есть мужчины-математики, историки, преподаватели английского и физкультуры.

Кстати, среди них немало молодых.

– После того как стали лучшим на «Учителе года», изменилось ли к вам отношение в школе – среди коллег, родителей, учеников?

– Может быть, оно и поменялось, но я пока не успел этого ощутить. Никогда не скажу, что это сугубо мое личное достижение. Это успех всего нашего коллектива и моих учеников. Не зря же есть фраза «Учителями славится земля. Ученики приносят славу им». Ведь слава учителя – это слава его учеников.

– Сколько времени современный учитель проводит в школе? Сегодня все чаще говорят о том, что педагоги полдня занимаются репетиторством.

– Это тоже стереотип. Когда я пошел в школу, я тоже так думал – отвел уроки, а после обеда у тебя свободное время. Но это далеко не так. И это подтвердит моя супруга, которая меня видит только с утра и вечером. Учитель – тот, кто предан своей школе, а не тот, кто просто дает уроки. Помимо уроков, у нас есть подготовка к олимпиадам, внеурочная работа. Проверку тетрадей, подготовку к урокам тоже никто не отменял. Так что после того, как прозвенел звонок с последнего урока, работа только начинается.

Учитель должен удивлять

– Тяжело ли современным детям привить любовь к науке?

– Дети есть дети, хотя эпоха и накладывает отпечаток. Сегодня особенность учебного восприятия в том, что доступно огромное количество информации, человек, по сути, живет в неконтролируемом море. Раньше функцию транслятора выполнял учитель, сегодня мы, конечно, стараемся дать детям знания, но это не самая главная ценность. Сейчас, чтобы все знать, достаточно спросить у Гугла, а для учителя главное – научить ребенка ориентироваться в море информации, сформировать у него критическое мышление, а еще педагог должен уметь удивлять. Ведь еще Аристотель говорил: познание начинается с удивления.

– Удается?

– Удивление свойственно самой природе человека. И задача учителя этот интерес подпитать. Не просто отослать к Интернету, а подсказать. На своих уроках я этому принципу следую. Например, в прошлом году с ученицей 10-го класса мы выполняли исследовательскую работу. Разобрали химический состав жидкостей для электронных сигарет. И в них нашли вещества, не заявленные производителем. В своей работе я пытаюсь этому принципу следовать.

Традиции плюс новации

– Сегодня много спорят о советских учебниках и системе образования в целом. Какой позиции вы придерживаетесь?

– Когда мы делаем что-то новое, никогда нельзя забывать старое. Старые учебники были хорошие, но наука и методика не стоят на месте и это должно находить отражение в содержании учебного материала. У современных учебников есть недостатки, поэтому я никогда не пользуюсь одним. Вообще, это вопрос глобальный. Но не стоит кидаться из одной крайности в другую. Абсолютно без эмоций, грамотно и четко нужно понять, чего мы хотим от учебного предмета. Взять лучшие традиции советского образования, дополнить современными тенденциями – и так подходить к решению этой проблемы.

– Актуальные новости на уроках химии вы обсуждаете?

– Некоторые темы по химии так или иначе связаны с такими вопросами. Например, изучаем углеводороды и тут сразу всплывает экономический вопрос. Цены на нефть, ее экспорт влияют на ситуацию на мировом рынке, в том числе на политическую с локальными вооруженными конфликтами. Я считаю, что предмет не должен замыкаться в самом себе. Как и жизнь не делится на физику, химию и литературу, так и урок должен быть метапредметным. Так, когда мы говорим про Менделеева, я читаю стихи Блока. Какая здесь связь? Оказывается, дочь Менделеева та самая прекрасная дама, которой Блок посвятил свои стихи. Это попытка вывести предмет на общечеловеческий уровень, когда возможно применять знания для жизни. Такими я и стараюсь делать свои уроки.

Выбирали достойных

– Как считаете, в чем ваш секрет успеха на всероссийском конкурсе?

– Районный этап конкурса начался год назад. Как и в профессии, оказался я там случайно, и даже представить не мог, что промежуточный этап так для меня закончится. А началось с того, что коллеги как-то предложили попробовать. До этого отношение к конкурсам у меня было скептическое. Учитель – это человек у доски, все остальное порочит имя настоящего педагога, считал я и ошибался. Потом понял – элемента показухи в конкурсе нет.

– На победу рассчитывали?

– Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но выиграть конкурс – не самоцель. Главное – достойно представить себя, образовательное учреждение и регион. В этом году в конкурсе участвовала вся Россия. 85 конкурсантов – такие же, как и я, победители в регионе. Так что выбирали действительно достойных. На уроке нас оценивало 16 членов жюри, на мастер-классе – 20, а еще родители, ученики… в общем изучали основательно. Я был к этому готов и сразу для себя решил, что самое лучшее – быть самим собой. Может, это и есть один из секретов успеха? Я рад, что мой труд оценили, и испытываю гордость за родной лицей и регион.

– Конкурс открывает новые горизонты, у вас планы есть?

– Я карьерных планов никогда не строю. В этом году я оканчиваю аспирантуру по техническим наукам, продолжу работать над диссертацией. Конкурс позволил обобщить мой опыт.

– Чем живет учитель года?

– Во-первых, это моя семья и три мои дочки. Кроме того, я считаю себя по национальности казаком. Это для меня не хобби, а образ жизни. С такими же молодыми семьями, как наша, стараемся возрождать национальную культуру, – а это язык (гутор), фольклор, патриархальный семейный уклад – которую хотим сохранить и передать детям. Люблю читать классику, особенно Достоевского и Чехова. Увлекся изучением истории Царицына и еще имею спортивный разряд по баскетболу.

– Есть девиз, которого придерживаетесь по жизни?

– Не люблю лозунгов. Но какие-то принципы появляются в течение самой жизни. Один из них – делать до конца то, за что взялся. Еще один принцип – любить то дело, которым занимаешься.

DNG

Поделиться в соцсетях