Первым в бой идет всегда сапер

  • Первым в бой идет всегда сапер
  • Первым в бой идет всегда сапер
  • Первым в бой идет всегда сапер
В регионе прошли всеармейские конкурсы военных инженеров

Всю прошедшую неделю Волжский был без преувеличения настоящей военной столицей всех Инженерных войск Вооруженных сил России. Именно здесь проходили два всеармейских конкурса по полевой выучке инженерных подразделений «Безопасный маршрут» и «Инженерная формула». За действиями подразделений наблюдал военный обозреватель «ВП» Александр ФОЛИЕВ.

О важности соревнований говорит и тот факт, что в Волжский приехало руководство инженерных войск ВС РФ во главе с начальником генерал-лейтенантом Юрием Ставицким.

5 и 6 июля состоялись финалы состязаний. Несмотря на 30-градусную жару трибуны для зрителей были полностью заполнены оба этих дня. Но даже в будние дни волжане приезжали на полигон, причем многие – даже семьями. Признаюсь, там действительно было что посмотреть.

Для участия в соревнованиях среди инженерно-саперных подразделений в Волжский съехались 10 лучших команд из округов и флотов. Оценивались расчеты хоть и справедливо, но очень жестко. Поэтому в финал вышли лучшие. А уже из их числа предстоит отобрать самые лучшие. Это те, кому будет доверено защищать честь России и ее Вооруженных сил на «Армейских международных играх – 2016».

В первый финальный день лучших определял конкурс «Безопасный маршрут». Перед стартом участников и зрителей сначала приветствовали артисты, затем рота Почетного караула показала строевую выучку.

Само состязание началось с пролета самолетов Су-24МР, вертолетов Ми-35 и Ми-8. Но эти полеты были совсем не для «затравки» зрителей, а для «проведения дистанционного минирования местности».

Был дан общий старт, и, чтобы успешно и быстрее других прийти к финишу, расчетам предстояло выполнить пять задач – преодолеть соответствующий каждой этап.

Инженерно-разведывательный дозор проводит разведку брода, уничтожает противопехотные мины. Затем соревнующиеся собирают два пролета тяжелого механизированного моста ТММ-3, путепрокладчик БАТ-М перемещает противотанковые «ежи», инженерная машина разграждения ИМР-2 проделывает проходы. А заодно и складывает бревна и устанавливает их вертикально. Военные инженеры тяжелые бревна называют почти ласково – «карандаши».

Безопасность проверенного и подготовленного маршрута подтверждали танки Т-90 и САУ «Мста-С», которые «изображали» войска. Как и в настоящем бою, первыми шли военные инженеры. В русской армии их так и называли – пионеры. Не случайно у военных принято говорить: «Саперы первыми приходят на поле боя и последними уходят с него». И так было, и есть.

Уточню, что в ходе финала конкурса «имитационные команды» создали настолько правдоподобную «боевую обстановку», что любой фильм о войне просто «отдыхает». Только за время финала было использовано более 1000 имитационных и сигнальных мин.

По итогам соревнований в этом виде лучшими стали чемпионы мира 2015 года – инженеры 187-го межвидового регионального учебного центра инженерных войск ВС РФ, дислоцированного в Волжском. Второе место у расчета 11-й отдельной инженерно-саперной бригады Южного военного округа, третье – у расчета из 14-й инженерной бригады Восточного военного округа.

Гонки «Инженерной формулы»

На мой взгляд, «Инженерная формула» – один из самых сложных конкурсов во всех Армейских международных играх. Сам факт, что в этом виде соревнований примут участие команды всего трех государств – России, Китая и Казахстана, говорит уже сам за себя.

Если сказать проще, то эти состязания представляют собой самые настоящие гонки на тяжелой инженерной технике, которые прерываются для выполнения поставленных задач. Машина для отрывки котлована МДК-3 выполняет свою задачу. Путепрокладчик БАТ-2М зарывает это препятствие; инженерная машина разграждения ИМР перемещает, а потом и устанавливает бревна. Наконец, плавающий транспортер ПТС перевозит по «водной преграде» транспортное средство, то есть автомобиль КамАЗ.

6 июля на старт в финале вышли пять команд. В каждой – по четыре инженерных машины. Старт общий. После того как первая машина в команде пройдет маршрут и выполнит поставленную задачу, имеет право на старт следующий командный экипаж. Побеждает та команда, которая проходит трассу быстрее и с наименьшим количеством штрафных баллов.

В названии конкурса есть довольно непрозрачный намек на «Формулу 1». Есть сходство или нет – решать зрителям. Однако когда пять многотонных мощных инженерных машин срываются со старта и в тучах пыли преодолевают преграды – без преувеличения взлетают на стену в полтора метра по плоскости градусов под 45-60, это у всех вызывает прилив адреналина. К тому же на трассе – кроме судей, к ней никого и близко не подпускают – машины обгоняют друг друга, словно на шоссе.

Финал этих соревнований оказался совершенно непредсказуемым. Явного победителя не было, а первое и второе места поделили команды 187-го межвидового регионального учебного центра инженерных войск ВС РФ (Волжский) и 14-й инженерной бригады Восточного военного округа. Конечно, всем зрителям было особенно приятно, что снова в числе лучших специалистов Инженерных войск России оказались волжане.

Кстати, «боевые действия» в Волжском в ближайшее время продолжатся: с 1 по 11 августа здесь, на базе 187-го межвидового регионального учебного центра инженерных войск ВС РФ, в рамках Армейских международных игр – 2016 вновь пройдут конкурсы «Инженерная формула» и «Безопасный маршрут», но только уже международные.

Фото Александр Фолиев, Кирилл Брага

Поделиться в соцсетях