Первый шаг - он трудный самый

  • Первый шаг - он трудный самый
  • Первый шаг - он трудный самый
Окончательный срок реализации программы модернизации здравоохранения – 1 июля 2013 года. Такое решение приняли в Минздраве РФ, дав возможность субъектам Федерации «подтянуть хвосты». Волгоградской области такая отсрочка тоже была необходима: в ноябре прошлого года из федерального центра в рамках программы поступило дополнительно 304 млн рублей, и освоить их за столь короткий срок было проблематично.

Тем не менее программа движется к своему завершению, и об этом мы поговорили с руководителем Управления Росздравнадзора по Волгоградской области Галиной Акимцевой.

– Галина Васильевна, то есть у нашего региона теперь будет возможность завершить программу полностью?

– И не только у Волгоградской области. В России нет ни одной территории, которая бы к 31 декабря 2012 года реализовала программу модернизации в полном объеме. Серьезный вопрос – освоение дополнительно выделенных региону средств. Решено направить их на создание трех сосудистых центров для больных с острым нарушением мозгового кровообращения на базе больниц № 4, 15 и 25 в городе Волгограде. Две трети суммы пойдет на приобретение дорогостоящего медицинского оборудования и треть – на ремонтные работы по подготовке помещений для этого оборудования.

– С оборудованием, как прозвучало на рабочей группе по реализации программы модернизации, вопрос решен. А вот ремонт, по словам представителей регионального министерства здравоохранения, – это «большие степени риска». Печальный опыт есть – областной клинический онкологический диспансер № 1…

– Онкодиспансер весь прошлый год был у нас на особом контроле. На одно из последних заседаний рабочей группы уже в 2013 году мы вновь приглашали главного врача, и он проинформировал, что с начала января на объекте ежедневно работает до 200 сотрудников подрядных организаций. Если бы такое количество специалистов на объекте трудилось изначально, то общестроительные работы можно было бы завершить еще в прошлом году. Но получилось так, как получилось: из выделенных на капремонт клиники 300 млн рублей не освоено на 1 января около 100 млн рублей. Однако руководство онкодиспансера заверило нас, что к апрелю ремонт наконец-то завершится, а параллельно будет происходить установка и монтаж уникального высокотехнологичного диагностического и лечебного оборудования. Мы очень на это надеемся. Онкобольным с их тяжелейшими заболеваниями сегодня приходится лечиться в крайне сложных условиях, и дальнейшее затягивание процесса капремонта недопустимо.

– По данным регионального минздрава, по программе модернизации на 31 января 2013 года в лечебные учреждения области поступило уже около 3100 единиц различного медоборудования. Все ли оно введено в эксплуатацию и функционирует?

– Функционирует уже большая его часть, и еще около 800 единиц оборудования должно поступить по заключенным контрактам. Пока никаких особых проблем Управление Росздравнадзора как орган надзирающий и контролирующий здесь не видит.

IT-ТЕХНОЛОГИИ ВРАЧУ В ПОМОЩЬ

– Но, может, один из вариантов решения проблемы – дистанционное обучение? Сегодня информационные технологии наконец-то начали внедряться в практику лечебных учреждений. Почти полтора года это направление программы модернизации было одним из самых проблемных, и выделенные на него средства не осваивались. Но сейчас, как я понимаю, уже есть определенные успехи?

– Современные информационные технологии призваны облегчить жизнь и пациенту, и врачу. Например, врач в формате видеоконференции может пообщаться со своими коллегами в ходе операции, проконсультировать конкретных больных, обсудить какой-то клинический случай. Это очень важно, учитывая протяженность нашего региона и существующий кадровый дефицит. К тому же это совершено иной уровень оказания медицинской помощи и при грамотном использовании – существенная экономия бюджетных средств. До сих пор к тяжелому или, как говорят врачи, «неясному» пациенту в отдаленном сельском районе выезжали специалисты терцентра медицины катастроф. Они на месте смотрели его и определялись с дальнейшей тактикой лечения, при необходимости транспортируя в областные клиники. С помощью информационных технологий часть вопросов можно решить, не выезжая на место.

ИНТЕРНЕТ – АЛЬЕРНАТИВА РЕГИСТРАТУРЕ

– Тема записи пациентов к врачу через Интернет настолько заинтересовала Управление Росздравнадзора по Волгоградской области, что следующую рабочую группу решено посвятить именно этому вопросу. С чем связано такое внимание?

– С тем, что в это направление вложены серьезные средства государства, а пациенты, рядовые граждане пока еще не видят отдачи. Об этом говорят и цифры. По данным регионального минздрава, на 22 января в 45 лечебных учреждениях Волгограда и области через Интернет записались на прием к врачу всего лишь 1120 пациентов. А в проекте предполагается участие 162 лечебных учреждений, и 133 из них к этому уже готовы. Конечно, надо и население больше информировать через СМИ, чтобы люди четко знали, как это делается – пошагово. Но и главным врачам надо серьезно поработать – и тем, в чьих лечебных учреждениях информационные технологии только начинают внедряться, и тем, в больницах и поликлиниках которых этот процесс идет в течение нескольких месяцев. Мы хотим собраться и обсудить, почему недостаточно востребован интернет-ресурс, что нужно сделать самим главным врачам и какая помощь требуется им от минздрава, от комитета по информационным технологиям. Подключить Интернет, поставить компьютеры, обучить сотрудников работать на них – этого недостаточно. Очень важно, чтобы пациент не просто получил возможность записаться к доктору по Интернету, но и, придя в тот день и час, когда он записался, без проблем и без очереди к этому доктору попасть. А это большая организационная работа – «разрулить» потоки пациентов, чтобы никто не сидел в поликлинике с утра до позднего вечера – ни те, кто записался по Интернету, ни те, кто пришел по самозаписи, ни те, кто воспользовался телефонной записью через регистратуру.

– Да, Галина Васильевна, не зря так популярна сегодня шутка, что только очень здоровый человек может позволить себе болеть…

– В каждой шутке лишь доля шутки. Основной акцент и федеральный Минздрав, и региональный делают сейчас на амбулаторно-поликлиническое звено. Идет процесс оптимизации коечного фонда и ключевым моментом становится оказание медицинской помощи на амбулаторном этапе, в том числе в дневных стационарах и в стационарах на дому. Если будет правильно организована амбулаторная помощь, люди будут охотнее обращаться в поликлинику. Согласитесь, если состояние пациента не требует круглосуточного врачебного наблюдения, ему гораздо удобнее и комфортнее получать необходимую медицинскую помощь в ближайшей поликлинике и при этом жить в своей квартире и спать в своей постели, а не в больничной. Весь мир в этом уже давно убедился!

ОПТИМИЗАЦИЯ НУЖНА!

– Кстати, об оптимизации коечного фонда. Этот процесс вызывает большой резонанс и среди населения, и среди политиков. Отношение к оптимизации, мягко говоря, неоднозначное. А каково ваше мнение?

– Имеется постановление Правительства РФ, четко устанавливающее объемы стационарной медицинской помощи, которые будут финансироваться в Волгоградской и других областях. Объемы этой оплачиваемой медицинской помощи в течение последующих трех лет будут уменьшаться. Но предполагается параллельно развивать стационарозамещающие формы амбулаторно-поликлинической помощи – дневные стационары и стационары на дому. Это не значит, что определенное количество круглосуточных стационарных коек ликвидируют «как класс». Да, часть из них сократится, но часть будет перепрофилирована для оказания паллиативной помощи и в койки сестринского ухода.

Процесс оптимизации действительно наделал много шума. Но этот ажиотаж, с нашей точки зрения, совершенно не оправдан! Управление Росздравнадзора по Волгоградской области постоянно проводит контрольно-надзорные мероприятия, и мы видим, что есть реальные резервы для сокращения коечного фонда, которые совершенно не влияют на качество оказания медицинской помощи. В частности, имеют место случаи необоснованной госпитализации: пациенту по его заболеванию и состоянию здоровья показана амбулаторная помощь, а его госпитализируют в круглосуточный стационар. Мотивы самые разные – от социальных до экономических, когда больница, оправдывая свое право на существование, искусственно завышает показатели занятости койки. Кроме того, в ряде случаев, необоснованно завышаются сроки госпитализации пациентов. Бывает так, что пациент уже выздоровел, ушел домой, и даже тапочек его в отделении не осталось, а в истории болезни все пишут, что его лечат и выставляют за его лечение счета в фонд ОМС. Вот они, резервы!

По поводу сокращения больничных коек волнуются все. Медики боятся остаться без работы, пациенты, особенно сельские, опасаются, что останутся без медицинской помощи. Но, поверьте, это тот самый случай, когда не так страшен черт, как его малюют. Да, наверное, определенные перегибы на первом этапе принятия решения были. Но при региональном минздраве была сформирована комиссия, куда вошли и представители муниципальных образований, и эта комиссия подробнейшим образом рассматривала ситуацию по сокращению объемов медицинской помощи в каждом конкретном лечебном учреждении, исходя из показателей состояния здоровья населения, динамики госпитализации и т. д. И, насколько мне известно, острота темы уже снята.

Поделиться в соцсетях