По казачьим адатам

«Волгоградка» попыталась выяснить, сохранилось ли что?то от былого в современных казачьих семьях, как именно изменился уклад жизни и насколько сильно.

О классических традициях донских казаков написано немало книг, опубликованы десятки статей в Сети и примерно столько же – в печатных изданиях. Причем настолько ярко, что большинство исследователей сомневаются, смогут ли сегодня в реальной жизни молодые казаки создать настоящую этносемью со всеми ее национальными обычаями.

Семью создает культура

Вместо деревянного куреня – квартира в жилой высотке на севере Волгограда. Здесь живет молодая семья Дорониных – глава семейства Андрей, его супруга Мария. Они воспитывают двоих детей. В квартире – все по?современному: евроотделка, мебель в светлых тонах, а не темных, какой было принято в старину обставлять казачье жилище. Но первое, что бросается в глаза, – красный угол с иконами. По выходным Доронины ходят в церковь, стараясь не пропустить ни одну службу. Молятся и дома. Даже Великий пост молодые супруги соблюдают строго.

– Это Андрей привел меня в храм, – признается Мария. – Первая исповедь, затем причастие: когда православная молитва из наших уст стала звучать все чаще, мы стали еще ближе друг к другу. А когда узнали, что у нас будет второй ребенок, решили обвенчаться.

Андрея и Марию объединило одно общее увлечение – народная культура. Будучи солистами двух разных ансамблей, в 2008 году они познакомились на одном фольклорном фестивале. Сначала просто общались как друзья, но уже через год Андрей сделал Марии предложение.

– У нас была пышная свадьба. Праздновали в родном хуторе Маши – Кирееве, – рассказывает Андрей. – Три дня гуляли! Все как положено у казаков: выкуп, благословение родителей, свадебный кортеж – с трактором, правда, потому что коня не было. После регистрации – шумное застолье с песнями и плясками. На второй день ряженые играли, тещу в прицепе легковом катали, а я по хутору бегал ее выкупать. Шулюм варили, взвар – гостей угощали. На третий день овин тушили, горшки били.

Святое таинство

Уже на следующий год супруги крестили своего первенца – дочку Аришу. Девочку назвали в честь бабушки Марии. А в 2014 году им посчастливилось стать родителями во второй раз. На свет появился казак Григорий. Рождение долгожданного наследника для Дорониных стало еще одним этапом в укреплении семейных уз, признаются молодые супруги. Именно в тот период, когда Маша еще носила его под сердцем, они с Андреем решили обвенчаться.

Специально для этого супруги сшили себе подвенечные наряды. У алтаря Маша стояла в традиционном кубелечном платье. Специально купила новый таркич – головной платок. Его Мария планирует передать дочери как семейную реликвию. А на Андрее был надет парадный чекмень – казачий кафтан.

К слову, сегодня молодожены все чаще стараются организовывать свадьбы в этническом стиле. Но если для одних это не более чем колоритная фишка, то для большинства казаков это еще один способ приблизиться к культуре своих предков, познать ее изнутри, возродить давно забытые национальные традиции и адаптировать их под современную жизнь.

– Это вовсе не какая?нибудь театрализованная постановка, мы ничего никому не показываем, а делаем это для себя, – замечает потомственный казак Александр Лещенко. – Мы просто хотим так жить, соблюдая свои национальные обычаи. После долгих лет забвения у разных народов сегодня приходит осознание и потребность в формировании вокруг себя той среды, в которой жили когда?то их предки и в которой они чувствуют себя гораздо комфортнее.

У Александра супругу тоже зовут Марией. Они воспитывают двоих сыновей. Свой семейный союз Лещенко решили сначала скрепить венчанием, а уже потом через несколько дней была официальная регистрация и пышная свадьба.

– Венчание – это особое церковное таинство, способное объединить два искренне любящих сердца гораздо сильнее всяких там бумаг и подписей, – считает Александр. – За неделю до этого мы с супругой поехали в паломничество, там исповедались, а причащались, уже когда вернулись домой, в Волгоградскую область. В этот день и обвенчались. Как раз отмечался праздник Донской иконы Божией Матери.

Ни пылинки, ни соринки

Конечно, сегодня казачьи семьи образца столетней давности от современных отличаются разительно. Так, если раньше семьи были большими и под одной крышей уживались порой три поколения, то сегодня такое встречается крайне редко. Не в каждом хуторе или станице такое можно встретить. А уж в городах, где сам ритм жизни располагает к тому, чтобы молодые семьи жили автономно, казачьи семьи явно движутся в сторону обособления друг от друга.

– Например, если еще сто с лишним лет назад считалось за правило, когда жена уходит жить в дом мужа, сегодня бывает по?всякому, – отмечает Мария. – Сейчас за правило считается, чтобы молодожены приобрели отдельное жилье. Таковы реалии современной жизни, и не только в казачьих семьях.

Отголоском былого остается только активный характер главы семейства. Казак, как правило, не сидит на одном месте, а домашние заботы ложатся на женские плечи. Например, в доме у Дорониных царит мягкая форма патриархата. Безусловно, хозяйственные направления курирует Мария, но жизненно важные для семьи вопросы решают с мужем сообща. Хотя последнее слово всегда за Андреем.

– Мы, казачки, никогда не лезем в мужские вопросы и не примеряем на себя роль мужчины-казака, но свое слово тоже имеем, – признается Мария Доронина. – У мужчин дело – деньги добыть, наше – за домом следить, детей воспитывать. Меня мать с детства учила щи варить, на зиму закрутки делать. Еще когда в хуторе жила, с 10 лет корову доила. В хате у нас ни соринки, ни пылинки никогда не было. Каждой вещи – свое место. Я и свою дочь к хозяйству приучаю.

Чем больше, тем лучше

У казаков до сих пор сохранилась хорошая тенденция иметь много детей. И чем больше их было, тем крепче были семьи. Казачьи педагогические традиции можно считать сокровищницей национального опыта по воспитанию детей.

– Наша, казачья система воспитания молодежи по своей сути уникальна, – отмечает Александр Лещенко. – Несмотря на то что время вносит свои коррективы, мы по крупицам восстанавливаем наши традиции. Первым делом возрождаем культуру воспитания детей. Они – будущее нашего народа. Что в них заложим, то и получится потом. Прежде всего приобщаем их к вере и учим почитать православные святыни, закладываем в них чувство патриотизма и любви к Родине, приучаем к созидательному труду, ответственности за будущее и настоящее.

Как правило, чем больше родители связаны с общественными казачьими организациями, тем активнее в этом процессе участвуют их дети. Мария Доронина возглавляет общественную организацию «Казачий этнокультурный комплекс «Наследие», где молодые люди занимаются возрождением своих национальных традиций. Там же гутарщиком трудится и Александр Лещенко – ведет курсы изучения донского казачьего языка. Андрей Доронин работает в сфере торговли, а по совместительству является атаманом общества этнических казаков «Донская казарла».

– У моей дочери в детском саду однажды спросили, чем занимаются ее мама и папа, – рассказывает Мария Доронина. – Когда она рассказала о нашей с Андреем общественной деятельности, воспитатели подумали, что это всего лишь наше увлечение. Но нет, Арина уточнила, что мы этим живем: национальную культуру мы возрождаем не на словах, а на деле, и начинаем прежде всего с семьи.

Справка «ВП»

Заливать, тушить овин – обряд второго или третьего дня, завершающий свадебные празднества. Бывает разных видов, вплоть до упрощенного поджигания сложенной мини-скирды сена. Разгоревшийся «пожар» молодые должны потушить вместе. Трактуют обряд по?разному. Во-первых, как символ разгоревшегося «пожара» между молодыми и совместного его укрощения для гармоничной совместной жизни. В другой трактовке овин – выжигание огнем будущих предполагаемых ссор и семейных передряг, в третьей – символический переход в новый жизненный этап.

Семь поводов для казака жениться на казачке

1. На свадьбе она предстанет облаченной в прекрасную парочку или кубелек (национальные наряды).

2. Будет воспитывать детей по казачьим адатам (обычаям).

3. Помочь маме или бабушке супруга в станичном саду или огороде – для нее сущий пустяк, при этом выглядеть она будет на все 100, ведь казачки не только хорошие хозяйки, но и известные щеголихи.

4. Вместе проще будет сохранить в семье казачьи традиции и язык.

5. Никто не сможет приготовить шулюм, щербу и нардек лучше, чем казачка.

6. На праздниках и вечеринках вместо банальных медленных танцев супруги-казаки будут исполнять зажигательную казачью лезгинку и всевозможные плясы.

7. В лице жены-казачки муж-казак найдет не просто верную спутницу жизни и домовитую хозяйку, но и надежную поддержку и опору, которая никогда не оставит его ни при каких, даже самых сложных жизненных неурядицах. Недаром говорят: «Не боли, болячка, я – казачка!»