Покупка на расстоянии

В последнее время все большую популярность приобретает дистанционный способ продажи товаров – по каталогам, по почте, посредством Интернета. Это так соблазнительно: сделать покупку, не вставая с дивана. Но у дистанционного способа продаж есть не только свои плюсы, но и минусы. Об этом рассказывает консультант отдела по защите прав потребителей аппарата главы администрации Волгоградской области Игорь ПЕТРОВ.

– К сожалению, практика показывает, что потребитель, доверившись рекламе, часто оказывается обманутым. После оплаты товар либо не предоставляется вовсе, либо не соответствует заявленному качеству и требованиям, либо не содержит необходимой и достоверной информации. Продавец, как правило, не берет на себя никаких гарантийных обязательств, не информирует потребителя о наименовании и местонахождении предприятия. Нередко в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств товаров причиняется вред здоровью и даже жизни людей.

Что же необходимо знать потребителю при приобретении товаров дистанционным способом? Согласно ст. 26.1 «Дистанционный способ продаж» закона РФ «О защите прав потребителей» на продавца возлагаются дополнительные обязательства – до заключения договора с потребителем предоставлять достоверную информацию об основных потребительских свойствах товара, о наименовании и месте нахождения продавца, о месте изготовления, цене и условиях приобретения товара, о доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Кроме того, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

Надо знать: потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара, при этом нет обязательного условия, чтобы товар не был в употреблении! Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца (например, свидетельские показания).

Однако если товар надлежащего качества имеет индивидуально-определенные свойства, то есть сделан по индивидуальному заказу со специфическими условиями или на нем указаны данные будущего владельца-потребителя, и он может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, то вернуть его уже невозможно.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями, предусмотренными статьями 18 – 24 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с ним покупатель, которому продан такой товар, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков;

г) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

При возврате товара ненадлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются полное фирменное наименование (наименование) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя, наименование товара, даты заключения договора и передачи товара, сумма, подлежащая возврату, а также ставятся подписи продавца и покупателя (или представителя покупателя). Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

Порядок оказания продавцом услуг по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта также регулируются Правилами.

Если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то по месту его жительства.

Имейте в виду: продавец не имеет права без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель может отказаться от их оплаты, а если они все же оплачены, он вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. И еще. Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Если вас обманули при дистанционном способе продажи, вы всегда можете обратиться за консультацией в территориальные органы по защите прав потребителей либо в соответствующий отдел Роспотребнадзора.

Поделиться в соцсетях