После реформы промышленные предприятия затовариваются продукцией

Нехватка железнодорожных вагонов становится тормозом для развития волгоградской промышленности. Такой лейтмотив звучал во всех выступлениях на координационном совете «Обеспечение железнодорожным подвижным составом потребностей экономики Волгоградской области в условиях реформирования железнодорожной отрасли», который проходил в администрации региона.

Заместитель губернатора Волгоградской области Василий Галушкин отметил, что дефицит вагонов, который особенно обострился в августе-октябре этого года, вызывает тревогу у участников железнодорожных перевозок. Особенно от этого страдают промышленные предприятия региона, которые не могут своевременно вывезти свою продукцию потребителям, а в довершение бед возросшие железнодорожные тарифы делают волгоградские товары неконкурентоспособными. Резко сократилась и прибыль промышленников. При этом промышленность Волгоградской области – самая важная отрасль. Она дает 34% промышленного производства Южного федерального округа и 60% поступлений в бюджет региона. 
При этом самая сложная ситуация возникла с перевозкой дешевых грузов – песка, щебня и гравия, грузов социального назначения, а также с отправкой волгоградских товаров в страны ближнего зарубежья.
Напомним, что в результате реформирования железнодорожной отрасли все грузовые вагоны перешли в руки частных компаний. Однако надежды, которые возлагались на реформу, пока не оправдались. Всего было создано 1800 мелких и крупных частных компаний перевозчиков, а в ведении ОАО «РЖД» осталась только транспортная инфраструктура. Но конкурентный рынок перевозок так и не сложился, не было создано предпосылок к повышению их эффективности и снижению транспортных тарифов. Зато увеличились пробег порожняка и простои вагонов под погрузку и выгрузку.
Как сообщил заместитель начальника Приволжской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Сергей Лиходаев, в Минтрансе России проблемой озаботились и готовят предложения по созданию специального пула вагонов, которые будут задействованы под невостребованные перевозчиками грузы. А пока РЖД решает проблемы перевозок своими силами, создавая координационные советы на местах. «Опыт работы у координационных советов уже имеется, и многие транспортные проблемы уже решаются на местах».
Начальник Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Горох отметил, что в Волгоградской области объемы железнодорожных перевозок снижаются. Но при этом растет промышленное производство. Самое неприятное в этом, что разрыв увеличивается и становится тормозом для развития волгоградской промышленности. В числе отраслей, которые испытывают наибольшие трудности, Дмитрий Горох назвал металлургию, химию и нефтехимию, производство строительных материалов. «В процессе реформы мы столкнулись с тем, что операторы перевозок не желают связываться с невыгодными тарифами. Дело дошло до того, что производители щебня стали требовать от покупателей, чтобы те занимались самовывозом». Многие проблемы, как отметил Дмитрий Горох, в настоящее время сняты благодаря применению более оптимальных логистических схем, а для экспортных зерновых грузов помогла переориентация транспортных потоков с Новороссийска в другие порты или на внутренние перевозки. Другим важным шагом станет оптимизация тарифов и введение оснований, по которым РЖД может отказаться от перевозки порожних вагонов.
А крупные промышленные предприятия пытаются решить проблему путем приобретения собственного подвижного состава.
Но такой подход может только усугубить ситуацию. Генеральный директор управляющей организации ОАО «Каустик» Эльдор Азизов заявил, что рост числа вагонов приведет к еще большему снижению эффективности перевозок и снижению скорости составов. Кроме того, большие проблемы возникнут и у самого ОАО «РЖД». Оно не справится с нахлынувшим на него вагонным парком. Со своей стороны, промышленники предлагают вернуть тарифы к дореформенному уровню и ввести единую диспетчерскую систему перевозок.

Поделиться в соцсетях