Пояса затягиваем, но зерно инвестиций – сеем

Как в условиях дефицита местного бюджета не забыть поздороваться с каждым жителем. В уходящем году исполнилось 10 лет «настольной книге» каждого главы муниципалитета – 131-ФЗ. Российский закон об общих принципах организации местного самоуправления не единожды дополнялся, корректировался, отражаясь, как в зеркале, делах и проектах любого города или поселка. О современной системе местного самоуправления – наш разговор с министром по делам территориальных образований Волгоградской области Александром Давыдовым.

– Александр Евгеньевич, в октябре прошлого года постановлением была организована комиссия по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления на территории Волгоградской области. Каковы результаты ее работы?

– Были проведены совещания в министерстве с участием муниципалитетов, региональной КСП, ряда профильных структур областного правительства, организованы поездки по муниципальным образованиям. Состоялось шесть заседаний комиссии по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления, созданы три рабочие группы по проведению разъяснительной работы с населением и оказанию методической помощи главам муниципальных образований. Рабочие группы уже успели посетить 32 муниципальных района и один городской округ – Фролово.

– Как реагировали жители на рекомендации контрольно-счетной палаты по оптимизации бюджета и увеличению его доходной части?

– А как можно отнестись к тому факту, что большая часть доходов идет на содержание аппарата администрации? Люди задавали болезненные вопросы по улучшению качества жизни – и они тысячу раз правы в том, что власть обязана исполнять законы, а руководители не могут оправдывать свое бездействие тем, что нет денег в муниципальной казне.

Журналисты «Волгоградской правды» были на сходе в Николаевском районе, когда решался вопрос о слиянии двух поселений – Ленинского и Комсомольского. Порадовало отношение пожилых граждан с большим жизненным опытом, которые заключили – чем больше жителей на территории, тем больше возможностей появляется для развития социальной инфраструктуры. Оптимизация везде проходит путем административного слияния?

– Моделей несколько, опять же, продиктованных жизнью и особенностями социально-экономического развития. Процесс оптимизации в нашем регионе проводится поэтапно, не путем административной реформы «сверху», а на основе инициатив самих руководителей муниципалитетов, с привлечением мнений гражданского общества и специалистов в сфере МСУ. Первой была заявлена и реализована «михайловская» модель объединения сельских поселений с городским округом. Затем, как вы отметили, «николаевская» модель. По ней, к примеру, пошли быковчане, там решается вопрос об объединении Побединского и Зеленовского поселений. Также вариант: в Светлоярском районе завершилась работа по передаче полномочий от администрации городского поселения к администрации района. Очень важно, что представительная власть в Светлом Яре остается.

Действительно, в некоторых поселениях, и это отражается на звонках в редакцию, местная власть в поселении и в районе дублируют друг друга. Жители справедливо возмущены тем, что вместо административной открытости, они получают махровую «игру в футбол». Многие жалуются, что и отделы внутри районных администраций кивают друг на друга, когда дело касается сложных вопросов. А районные чиновники не собираются «уменьшаться»?

– Это как раз четвертая модель оптимизации – оптимизация штатной численности и сокращение затрат на содержание аппаратов администраций. К примеру, с Нового года в Нехаевском районе число муниципальных служащих сократится с 86 до 75 человек, в Дубовском – с 72 до 53 человек. По этому пути идут 20 муниципальных районов, некоторые используют смешанные модели оптимизации. При реализации заявленных целей планируемая экономия средств бюджетов на содержание органов местного самоуправления составит около 132 миллионов рублей!

Внушительная цифра. Сопоставима со строительством нового детского сада или другого социального объекта. Впечатляет и сумма, заложенная на реализацию госпрограммы по развитию и совершенствованию системы ТОС…

– В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями, вместо профильной областной целевой принята государственная программа. Ее финансирование в 2014 году составит 349,3 миллиона рублей. Увеличено количество призовых мест – со 1719 в этом году до 2080 в наступающем. К программным мероприятиям относится так же Всероссийский семинар по перспективам и проблемам развития ТОС. В этом году он третий раз проходил именно в нашем регионе и привлек внимание не только субъектов Федерации, но и зарубежных коллег.

– Среди тосовских инициатив по развитию конкурса была поддержка малых ТОСов. Хуторкам, где есть ТОС, тяжело бороться с мощными организациями, которые насчитывают свыше тысячи жителей и имеют социокультурные объекты на своей территории. Это предложение поддержано?

– Обязательно! Думаю, оно станет частью совершенствования системы административной поддержки населения. Назначение ТОСов двуедино – это объединения, которые развивают общественные инициативы, но вместе с тем, уверен, это самые близкие и равноправные партнеры местной исполнительной власти. Там, где есть ТОС – там всегда будет развитие. Поэтому так важно сегодня поддержать малые ТОСы – проводники чаяний и инициатив жителей отдаленных хуторов. Кроме того, поддержан еще ряд инициатив тосовцев: в Год культуры впервые пройдет фестиваль народного творчества среди организаций ТОС, также состоится областная спартакиада жителей ТОС сельских поселений, продолжится Эстафета героико-патриотических дел ТОС Волгоградской области «От Победы под Сталинградом – к Великой Победе».

– Активисты, по их словам, так же ждут обучающих семинаров.

– Это важная составная часть программы. Будет проведено социологическое исследование по вопросам развития и совершенствования ТОС, результаты которого, в том числе, лягут в основу обучающих семинаров среди тосовцев.

– Некоторые главы жалуются, что лидеры ТОС, получив весомый грант из регионального бюджета «задирают нос», с ними невозможно выйти на диалог по решению вопросов местного значения. А ряд тосовцев, наоборот, заявляют, что власти «наступают на горло» их песне – водопровод может подождать, мол, самое время закупать баяны. Где найти точку взаимодействия при возможных конфликтных ситуациях? И как обеспечить эффективность реализации бюджетных средств?

– Те ситуации, которые вы описали, не так часты. Но они есть. Кредо работы нашего коллектива – не закрывать глаза на проблемы, а находить пути их решения. Мы готовы дать широкие методологические рекомендации по взаимодействию администраций и ТОСов. К тому же, госпрограмма учла такие спорные моменты – она нацелена на принятие администрациями муниципальных образований программ по развитию ТОС. В госпрограмме предусмотрено направление субсидий муниципальным образованиям на поддержку ТОСов с привлечением средств местных бюджетов.

– То есть ТОСы и местные власти – как две половины успеха в жизнеобеспечении граждан. Равноправное партнерство заложено в самой программе – здесь, действительно, власти и общественники будут предельно нуждаться друг в друге. Но сами администрации – готовы сегодня развивать муниципальные программы с привлечением федеральных средств?

– Уже есть такие примеры – скажем, администрация поселения участвует в федеральной программе по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а район – нет. Многое зависит от кадрового состава администраций, наличия инициативных сотрудников. Муниципалитеты могут иметь индивидуальные планы, стратегии экономического развития, программы. Важно помнить вторую часть мудрой поговорки – не только туже затягивать пояса (бюджет), но и жито (возможности для инвестиций) сеять.

Местная исполнительная власть – это, прежде всего, не некая фабрика по производству услуг. Главная ее задача – организовать процесс развития территории. Если методологически, комплексно и адресно помогать местному бизнесу, общественным объединениям, развивать самобытность территории, думать на перспективу, это все станет прочным залогом для привлечения инвестиций в район, город, поселок. Пусть не завтра, пусть пройдет несколько лет – но верные управленческие решения, принятые сегодня, будут иметь очень высокий индекс развития территории в будущем.

– По поручению губернатора в этом году минтерриторий совместно с минэкономики проводили обучающие семинары по вопросам улучшения инвестиционного климата в районах. Удалось обеспечить массовость участников, и, что называется, держать руку на пульсе в реализации поставленных задач?

– Было проведено 10 выездных обучающих семинаров в Городище, Волгограде, Фролово, Калаче-на-Дону, Михайловке, Камышине, Урюпинске, Елани, Николаевске и Котельниково. В семинарах так же принимали участие и областные министерства финансов и сельского хозяйства. Наша задача была не только организовать и вовлечь в участие местные органы власти, но и обеспечить интерес к семинарам широкой общественности. Поэтому в работе приняли участие представители всех 475 муниципальных образований области. Политика областного правительства – это политика открытости перед обществом, политика оперативного решения вопросов. И только с обеспечением внимания, мнений и предложений жителей, можно рассчитывать на комплексное развитие проектов, которые справедливо и в равной мере учитывают интересы бизнеса и жителей. По этой же причине наше министерство участвует в работе межведомственной комиссии по соблюдению законодательства при приобретении жилья для детей-сирот муниципальными образованиями. Этот очень актуальный вопрос требует постоянного внимания – от того, как выполнят свои обязательства муниципалитеты, как вовремя им будет оказана поддержка, зависит судьба сотен молодых людей! А опыт муниципалитетов, которые наиболее качественно и оперативно решают социальный вопрос, оперативно должен быть передан другим районам. Хотелось бы уточнить: мы не отбираем «хлеб», работу у министерства строительства или минэкономики, или другой профильной структуры. Но, способствуя развитию муниципальной политики, ТОСов, систематизируя их опыт, нацелены на главное – помочь местной власти эффективно реализовывать свои полномочия в условиях и повысить индекс доверия населения к муниципальным служащим. Доверие, а значит мощный актив для развития территории, можно заработать только реальными делами по улучшению качества жизни людей.