Пою Богу моему

  • Пою Богу моему
  • Пою Богу моему
Голосом, музыкой и сердцем они славят Господа

О значении богослужебного пения и о других вопросах, связанных с церковным пением и клиросом, корреспондент Марина ЗЛОБИНА побеседовала с деканом факультета церковного пения и педагогики Царицынского православного университета протодиаконом Сергием (Колосковым).

– Правильно я понимаю, что клирос – место в храме, на котором стоят певцы церковного хора? – Да, это особое место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клирос обычно расположен слева и справа от алтаря на небольших выступах, находясь напротив друг друга и перекликаясь между собой. Правый – более подготовленные певцы, которые могут обеспечить праздничное богослужение. Левый клирос является помощником правого. Иногда клиросы могут располагаться на хорах, под куполом храма.

– Правда, что клирос употребляется и в значении слова «поющие»?

– Да, в древние времена в храме пели все христиане – они отвечали на священнические возгласы, и все знали, как петь и где нужно вступать и заканчивать. Весь народ Божий участвовал в богослужении. В Иерусалимском ветхозаветном храме для певчих, а это колено Левино, были особые места, отведенные специально для поющих и музыкантов, которые славили Бога, в том числе играя на разных инструментах. Музыкантов называли «огорчителями левитов» – громким звуком они заглушали певчих и тех не было слышно. В Новом Завете пение было установлено самим Христом Спасителем, который воспел со своими учениками на Тайной Вечери.

– В чем заключается основная деятельность клироса?

– Это участие в богослужении и славословие Творца. Тексты, которые они поют, делятся на изменяемые (к определенному празднику, почитание конкретного святого) и неизменяемые песнопения. Богослужебное пение должно соответствовать некоторым основополагающим принципам – быть сдержанным, аскетичным, бесстрастным и совершаться с благоговением.

Отношение, как к святыне

– А как обстоит дело с богослужебным пением в глубинке?

– В деревнях, где численность прихода сравнительно мала, привлекают к певческому делу мирян. Не так давно на клиросе пели одни бабушки. Они пели по научению, по певческим традициям, и очень этим помогали священнику. Бывает, что на богослужении поет один певчий. Поэтому вопрос подготовки специалистов-певчих, регентов очень актуален.

Единым сердцем

Может ли петь на клиросе человек без образования, но с хорошим музыкальным слухом?

– Совсем не подготовленный не сможет быть помощником на клиросе. Но все же хотелось, чтобы в храме пело как можно больше людей, и есть такие песнопения, которые мы поем все вместе, – «Верую», «Отче наш», на Всенощном бдении поем «Сподоби, Господи!». И если так хочется, если это внутренняя потребность, можно тихонько вторить на «Господи, помилуй», это не запрещено.

– Правда ли, что мирянам на пение в храме нужно брать благословение у священника?

– Нет такого правила, чтобы брать благословение на общецерковное пение: верующие поют и тем самым выражают свои молитвенные чувства, это приветствуется. Услышав хороший голос, можно привлекать молодых людей к пению на клиросе, а также к обучению церковному пению.

Но если поют громко и это мешает окружающим, если это не общие песнопения, то лучше и правда не делать во всеуслышание, а смиренно пропевать про себя.

– Из скольких человек в идеале должен состоять клирос?

– Это зависит от вместимости храма. Думаю, в храме Христа Спасителя должно быть не меньше 40 человек, чтобы во всей полноте создать молитвенное настроение. В нашем Казанском кафедральном соборе желательно около 30 человек.

А если это левый клирос непраздничного богослужения, то достаточно и четырех хорошо подготовленных певцов. Неплохо звучит мужской квартет, а также два женских голоса и бас.

Очень хорошо, когда в храме все поют. Вот тогда и чувствуется, что все единым сердцем и «едиными усты» славят Бога. «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 103, 33). "Хвалить буду Господа всю жизнь мою, петь Богу моему, пока существую", – поют певчие. И будут петь и сегодня, и завтра, и всегда, «до скончания века».

«Когда поем, как будто вживую общаемся с Богом…»

Наш разговор с протодиаконом Сергием поддержала певчая клироса волгоградского храма Флора и Лавра Наталья Иванова.

– Для меня клирос – самое главное и дорогое, что есть на свете, в жизни. Сколько Господь даст, буду служить Ему всегда. Служить на клиросе сложно, нелегко, здесь вырабатывается смирение, мы стараемся терпеть тяготы друг друга.

Когда поем, присутствует чувство, что идет живое общение с Богом, это незабываемо. Но это достигается опытом и большим трудом, потом и кровью. Такого никогда не будет у человека, который пришел просто попеть.

Мы все прошли и проходим через серьезные искушения, без Божьей помощи трудно обойтись. Клирос считаю своей семьей. Как и в каждой семье все бывает, так и у нас на клиросе. Но каждый помнит, что главное – служить Богу, и потому все неприятности быстро забываются, ведь Господь велел все прощать. А сколько радости бывает после правильно и благоговейно спетой службы!

Сейчас, прошедши через все испытания, хочется сказать: «Господи, как хорошо служить Тебе, спасибо Тебе за это!»

Выступление в Болгарии, на фестивале Православной музыки "Святая Богородица – Достойно Есть"

Поделиться в соцсетях