Познакомить общество с «общественниками»

Некоммерческие организации должны громче заявлять о себе.Идея о том, что сектор некоммерческих общественных организаций должен стать партнером государства по оказанию социальных услуг, – не нова. Для этого необходимы два условия: чтобы НКО были способны выполнять эту задачу, и чтобы они и собственно общество встретились друг с другом. Парадоксально, но пока последняя задача во многом остается нерешенной.

Заочная любовь

Волгоградский госуниверситет провел социологическое исследование на тему взаимодействия общества и НКО. На вопросы анкеты ответили тысяча человек, также был проведен опрос экспертов и фокус-группы с самими общественниками.

Ситуация складывается неоднозначная. Получается, что в регионе позитивная оценка деятельности НКО выше уровня информированности об их работе. Проще говоря, волгоградцы не слишком осведомлены о деятельности НКО (если в среднем по России уровень информированности составляет 68%, то у нас – 57%), но при этом заочно считают работу общественных организаций полезной.

Отчасти это можно объяснить тем, что больше всего информации люди имеют о деятельности благотворительных организаций и фондов, а такая работа традиционно получает большое признание. При этом с возрастом кредит доверия к НКО постепенно снижается. О своем доверии к общественным организациям заявляют 36,5% респондентов в возрасте до 29 лет, а потом этот показатель постепенно снижается, и среди тех, кто старше 60 лет, он составляет уже 28%.

При этом мнение о том, что НКО нужно предоставить возможность оказывать социальные услуги, в целом разделяют порядка 65% опрошенных, что отчасти соотносится с показателями, о которых говорилось выше. Любопытно при этом то, что в реальности опыт использования таких услуг имеет всего 11% участников опроса. Тут тоже сказывается большой кредит доверия, люди заранее полагают, что общественные организации лучше остальных знают о нуждах населения.

Размытый портрет милосердия

Несмотря на такой позитивный имидж, общественные организации испытывают ряд проблем, и одна из основных – кадры. При наличии социального заказа нужны и те, кто будет его выполнять, а ряды общественников практически не увеличиваются.

Как показывает социологическое исследование, наиболее велика вероятность вовлечения людей в общественную работу через добровольческие и благотворительные проекты. Приняв в них участие один раз, люди могут остаться в организации на более длительное время.

Анализируя формы благотворительной и добровольческой деятельности в регионе, нужно отметить, что на первом месте стоит материальная помощь, а второе делят личное участие и помощь деньгами. При этом выяснилось, что портрет добровольца «написать» довольно сложно. Можно, конечно, отметить, что первое место в числе тех, кто принимает участие в таких мероприятиях, занимают пенсионеры, второе – учащиеся, а третье – работники бюджетной сферы. Однако разрыв между этими группами и всеми остальными настолько мал, что не приходится говорить о зависимости от рода деятельности, как, кстати, и от возраста, и от размера дохода. Получается, что наибольшее значение имеют личностные характеристики человека.

Немаловажно, впрочем, в случае, когда требуется помощь материальная или финансовая, и доверие к организации. Люди хотят убедиться, что пожертвования придут по назначению, поэтому более положительно относятся к тем НКО, которые способны организовать какие-то мероприятия по теме. Охотнее всего приносят вещи либо переводят деньги в Интернете для конкретного человека. А вот на общий благотворительный счет организации в банке помощь отправляют куда реже – несмотря на положительное отношение к благотворительности в целом, люди, как правило, хотят видеть, на что именно уходят их деньги.

Михайловский феномен доброты

Любопытно территориальное распределение форм благотворительности. Так, например, в Михайловке наиболее велик, по сравнению со всем регионом, процент тех, кто участвует в проектах общественных организаций в качестве волонтеров – целых 47%. А вот щедрее всего делятся вещами жители Волгограда, это готовы сделать 77% опрошенных. Заместитель директора по научной работе волгоградского филиала РГТЭУ Павел Смолянский считает, что это можно объяснить структурой социальных связей в городе. "Личное участие предполагает создание микросоциума, – говорит он. – Чем меньше город, тем легче там происходит построение сообщества, вовлечение. В больших городах люди, как правило, устраняются от действий, предпочитая помочь деньгами или вещами, там все более обезличено".

Социальные связи действительно играют большую роль в привлечении людей к постоянной работе в общественной организации. Так, 12% респондентов указывают в качестве причины своего прихода в НКО то, что делают это «за компанию» со своими друзьями и знакомыми. Однако самым большим сегментом в 61% движет желание быть полезным обществу и делать нужное дело.

Может показаться странным, что при таком желании самореализации процент реально участвующих в работе НКО гораздо ниже. На это есть свои причины. На первом месте стоит банальная нехватка времени, а на втором – уже недоверие к работе организации.

Среди отрицательных сторон работы НКО, которые их удерживают от участия, волгоградцы наиболее часто называют недостаток у организации ресурсов для того, чтобы реализовать тот или иной проект. Показательно – многих отталкивает мысль о том, что лидер организации преследует не общественную пользу, а личный интерес, а также не обладает должными компетенциями.

Многие считают, что у НКО недостаточно влияния для того, чтобы по-настоящему решать проблемы. Несомненно, здесь есть как объективные факторы, так и субъективные стереотипные представления, возникающие из-за информационного барьера, которым окружена работа общественников, ведь как уже было сказано, волгоградцы больше ориентируются на субъективные представления, а информированность крайне низка.

Жизнь в информационном вакууме

Сами руководители общественных организаций также принимали участие в исследовании и назвали целый перечень проблемных моментов, с которыми сталкиваются в своей работе. Информационная закрытость там стоит на первом месте, опережая даже неизбежные проблемы с финансированием.

Оформлять гранты и подавать заявки НКО постепенно обучаются, а вот говорить о себе – пока нет: большая занятость и природная скромность многих вдохновителей не дают этого делать, а это совершенно необходимо для выживания и развития. Что касается выхода из информационного вакуума, то тут полезно было бы создание как минимум каталога НКО, работающих в регионе, а также появление некого структурного компонента в системе власти, который бы координировал и способствовал общему ходу деятельности СО НКО.

Теперь такой инструмент в регионе есть – это департамент общественных связей при региональном минпечати, который сочетает в себе и организационную, и информационную составляющие.

– Мы выстраиваем системную деятельность, – говорит руководитель департамента общественных связей минпечати региона Алексей Кузьмин. – Многое в ней уделяется образовательной части НКО. Здесь и семинары, и "круглые столы", например, по стандартам качества услуг, оформлению заявок на гранты. В ближайшее время планируем организовать обучение в части взаимодействия со СМИ и освещения деятельности общественных организаций.