Предел для беспредела

В сентябре депутаты Волгоградской областной думы приняли в первом чтении закон «О транспортном обслуживании населения легковыми такси на территории Волгоградской области». Документ разрабатывается в связи с принятием поправок в федеральное законодательство, согласно которым впредь необходимо будет оформлять разрешение на использование автомобиля в качестве такси, устанавливать на него таксометр.

Предполагается также, что автомобиль должен будет через каждые полгода проходить техосмотр, а водители – ежедневный медицинский осмотр. Причем, водительский стаж таксистов должен будет составлять не менее пяти лет.
Проект регионального закона, взятый за основу, вызвал неоднозначную оценку, прежде всего – у самих таксистов Волгограда и области. В связи с этим мы попросили высказать свое мнение председателя областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Константина Ермощенко.
– Мнение мое однозначно – закон очень нужен, и нужен давно, – сказал Константин Викторович. – Потому что на дорогах области творится беспредел при использовании всех видов такси – как обычных, так и маршрутных. Здесь непременно надо навести порядок.
Когда у нас были организованные пассажирские автотранспортные предприятия таксистов, был порядок в их работе – организованный выход на линию, медицинский осмотр перед ним. Люди, садясь в такси, знали, что за поездку уплатят по счетчику, что их комфортно и безопасно доставят в любую точку Волгограда и области.
Но у нас поменялась система, изменились трудовые отношения. На рынок транспортных услуг пришел частный перевозчик. Возможно, что это само по себе и хорошо, но надо же делать это цивилизованно!
Зарубежная Европа, кстати, уже прошла через эти проблемы. Там тоже сначала отпустили все, что касалось перевозок пассажиров легковыми такси, но со временем пришли к определенному порядку.
В недавнем прошлом, например, я был в поездке в Бельгию. В Брюссель мы приехали заполночь. Первое мое впечатление от этой европейской столицы было таким: выйдя на площадь возле аэропорта, мы увидели на ней целый ряд такси, хороших машин С-класса – «Мерседесы», БМВ черного цвета. И на каждой – название предприятия, крупной фирмы Брюсселя, контролирующей рынок пассажирских перевозок в бельгийской столице. Все владельцы этих машин – частники, но они работают по одной схеме в рамках этого предприятия.
Примерно в то же время суток я через некоторое время прибыл самолетом в Волгоград. Возле аэропорта там ночью автобусов, как и маршруток, нет вообще. Вижу, стоят машины частников, наверху у них – таблички с надписью «такси». Поинтересовался стоимостью проезда до Волгограда. Слышу в ответ – «полторы тысячи». Но это – тройная, даже четвертная цена! То есть, получается, что доехать от волгоградского аэропорта до города стоит практически столько же, как от Волгограда до Москвы!
Таксисты говорят: «Не нравится – иди пешком». И никто ничего сделать с ними не может. Люди соглашаются на оплату в полторы тысячи рублей, деваться некуда, аэропорт практически закрыт.

– Константин Викторович, что вы считаете необходимым сделать в Волгограде и области, чтобы и у нас был наведен порядок в пассажирских перевозках? Какого мнения вы как профсоюзный лидер автомобилистов области о принимаемом региональном законе?
– Волнения на этот счет идут, но исходят они оттого, что власти области намерены прикрыть «кормушку» для недобросовестных автоперевозчиков.
Нельзя ставить на одну чашу весов чье-то желание подработать, а на другую – жизнь людей, их безопасность и здоровье. Наконец – комфорт, качество оказываемой им услуги. Да, звучат в области мнения, что принимаемый закон – «сырой», что он нуждается в доработках. Но в то же время мы считаем, он необходим и своевременен.
Сейчас в Волгограде и области нередко можно встретить и такую ситуацию. Вызвав такси, вы рассчитываете разместить багаж в его багажнике. Но подъезжают по вызову старые, дряхлые «Жигули», в которые даже два чемодана не помещаются. Тогда как автомобили, используемые в качестве такси, должны быть чистыми, доступными, комфортными. Люди должны знать и видеть, за что они таксистам платят деньги.
– Волнения на этот счет среди таксистов, насколько понимаю, объясняются во многом тем, что они не уверены – смогут ли в требуемые сроки довести свои машины до состояния, соответствующего требованиям вновь принимаемого закона...
– Насчет цвета машин я не знаю – многие водители частных такси сейчас переживают, что им, в соответствии с новым законом, придется, возможно, перекрасить свои автомобили в желтый цвет. Но, может быть, это будет не сразу.
Госдума, кстати, приняла уже решение, что она не будет поддерживать требование федерального закона, в котором сказано в виде рекомендации, что каждый регион должен определять самостоятельно цвет используемых в нем такси.
Что же касается прочих требований закона – таксистам дали время до первого января, чтобы они успели сделать к этому сроку все как положено.
Сделать же это зачастую вовсе не так уж и сложно. Ведь та же цветоголограмма для такси, к примеру, стоит всего двести рублей. К тому же, и ГИБДД заявило, что не будет пока применять штрафные санкции к таксистам, не использующим счетчики, – просто пока они будут обращать внимание водителей на отсутствие у них в машинах этого электронного устройства. То есть, послабления таксистам-частникам сделаны максимальные.