Пробные шаги модернизации здравоохранения

Реализация региональной программы модернизации здравоохранения находится под постоянным контролем многих организаций. По приказу Минздравсоцразвития РФ в каждом регионе при территориальных органах Росздравнадзора специально для этого созданы рабочие группы, которые призваны вести постоянный мониторинг происходящих в медицине процессов. Создана такая рабочая группа и при Управлении Росздравнадзора по Волгоградской области. Возглавляет ее руководитель управления Галина АКИМЦЕВА. Сегодня она наш собеседник.

– Галина Васильевна, прошел год с тех пор, как модернизация здравоохранения была названа одним из приоритетных направлений в социальной политике государства. Под эту программу выделяются колоссальные средства. Насколько активно они осваиваются по России в целом и в Волгоградской области в частности?
– Не так активно, как хотелось бы. Итоги прошлого года в целом по России пока не подведены, но у Росздравнадзора есть данные по 10 месяцам 2011 года, и они не слишком оптимистичны. Средства, выделенные на модернизацию здравоохранения субъектам Федерации в прошлом году, освоены в среднем на 19,5%. Есть целый ряд регионов, где процент освоения значительно ниже и равен вообще 2-3%, а на Чукотке из выделенных средств на модернизацию вообще не было потрачено ни одного рубля. На этом фоне Волгоградская область выглядит в принципе неплохо и находится в «середнячках». В прошлом году мы получили из федерального бюджета на реализацию программы 1,7 млрд рублей. По итогам года после корректировки плановых цифр процент выполнения вырос до 33. В общей сложности израсходовано около 1 млрд рублей.

– Но если говорить все-таки о позитиве, что получили лечебные учреждения в первый год программы модернизации? Какие ее направления были наиболее успешными и какие реализовывались с трудом?
– Прежде всего, программа позволит улучшить материально-техническую базу многих лечебных учреждений. Нацпроект «Здоровье» помог оснастить поликлиники и больницы необходимой медицинской техникой. Благодаря же программе модернизации в целом ряде государственных и муниципальных лечебных учреждений Волгограда, Волжского, Камышина, Михайловки и Урюпинска пройдут долгожданные капитальные ремонты. Где-то эти ремонты уже закончились, как в областном перинатальном центре № 1, где-то активно ведутся, как, например, в Михайловской, Урюпинской ЦРБ, областной клинической больнице № 1. Исключение составляют пока, к сожалению, муниципальные учреждения города Волгограда. Кроме больницы № 25, в 2011 году ремонтные работы еще нигде не начинались. Причина в том, что конкурс на изготовление проектно-сметной документации в Волгограде выиграл недобросовестный подрядчик, и конкурсные мероприятия пришлось проводить повторно. Сейчас все проектные работы выполнены, но время упущено. Поэтому все капремонты в городских медучреждениях, принимающих участие в программе модернизации, будут проводиться в этом году. В комитете по здравоохранению администрации области нас заверили, что отставание они наверстают.

– Что с поставкой нового оборудования?
– Это направление программы модернизации достаточно успешно реализуется, но тоже не без проблем, к сожалению. Из-за того, что в течение прошлого года в комитете по здравоохранению трижды менялось руководство, аукционные мероприятия по закупке оборудования начались фактически только в конце третьего квартала. Тем не менее эту деятельность удалось ускорить, и до конца года были проведены аукционы на приобретение более 1000 единиц оборудования, в том числе дорогостоящего высокотехнологичного, такого, как компьютерные томографы. На сегодняшний день часть оборудования (почти 30%) уже поступила в лечебные учреждения, ведется его монтаж, и в ближайшее время оно начнет функционировать. Остальная техника поступит в первом квартале. Поскольку оборудование по большей части диагностическое, это позволит значительно повысить качество оказываемой пациентам медицинской помощи.

– Наверное, самое «беспроблемное» направление – это диспансеризация 14-летних подростков?
– Да. У лечебных учреждений региона благодаря нацпроекту «Здоровье» уже большой опыт по организации диспансеризаций. Но 14-летние подростки – новая для них группа. Этой категории населения впервые было уделено столь пристальное внимание, и, конечно, не случайно. В этом возрасте у человека меняется гормональный статус, начинают возникать реальные проблемы со здоровьем. У мальчиков начинается период подготовки к службе в армии, готовятся к взрослой жизни и девочки – вопросам деторождения и материнства сейчас особое внимание. В прошлом году было осмотрено около 15 тыс. подростков (почти 100%). Думаю, что в ближайшее время лечебные учреждения и комитет по здравоохранению подведут итоги этой работы. Мы увидим реальную картину по состоянию здоровья подрастающего поколения, и на ее основе органы управления здравоохранением будут определяться с планом дальнейших лечебно-оздоровительных мероприятий.

– Не было проблем, как я полагаю, и с еще одним направлением программы модернизации – информатизацией здравоохранения. Средства, выделенные на эти цели региону из федерального бюджета, вообще потрачены не были. Как Управление Росздравнадзора к этому относится?
– В принципе с пониманием. Реализация этого направления действительно еще только начата, так как соглашения Министерством здравоохранения и социального развития РФ с субъектами Федерации заключались в конце 2011 года, в том числе с Волгоградской областью 7 октября 2011 года. На мой взгляд, самое интересное связано с наличием электронной документации. Но приоритет в прошлом году был отдан другим, более важным направлениям. В этом году, как пообещали в комитете по здравоохранению, работа по информатизации начнется. Уже решены вопросы по закупке соответствующего оборудования и программных продуктов, а также по установке их в лечебных учреждениях.

– А что вы скажете, Галина Васильевна, о таком направлении модернизации, как внедрение стандартов оказания медицинской помощи. В лечебных учреждениях его откровенно называют «самым невнятным» из направлений.
– И в чем-то представители практического здравоохранения, безусловно, правы. Внедрение стандартов – действительно самый непроработанный на федеральном уровне на сегодня вопрос. Предполагалось, что средства, поступающие по этому направлению в лечебные учреждения, будут распределены на зарплату персоналу, оказывающему медицинскую помощь пациентам с определенными заболеваниями (речь идет об инфаркте миокарда, инсульте, ряде онкологических заболеваний, гастроэнтерологической патологии и заболеваниях опорно-двигательного аппарата), а кроме того, на приобретение расходных материалов и лекарственных средств. Основной пакет документов, связанный со стандартами, появился у нас только в 3-4-м кварталах 2011 года, а по части стандартов на нашей территории соглашение с Минздравсоцразвития РФ подписано только 30 декабря. Руководители лечебных учреждений опасались расходовать средства, полученные по этому направлению, и в результате 40% средств остались неосвоенными. Надеюсь, что в этом году ясности станет больше, и ситуация изменится.

– С направлением «повышение доступности амбулаторной помощи» вопросов у лечебных учреждений меньше?
– Их почти нет. Здесь все понятно. Впервые за последние годы из федерального бюджета были выделены средства на повышение уровня оплаты труда так называемых узких специалистов и вспомогательных (диагностических) подразделений амбулаторно-поликлинических учреждений. Но наиболее важно, с моей точки зрения, то, что часть средств по этому направлению предполагалось направлять на приобретение расходных материалов – химреактивов, перчаток, шприцов, рентгеновских пленок и т. д. Деньги на эти цели лечебным учреждениям выделялись регулярно. Но по прошествии времени вопросы появились у нас, контролирующего и надзирающего органа. Практика показала, что в целом ряде лечебных учреждений – в поликлиниках города, в ЦРБ деньги для приобретения «расходников» на счетах были, однако пациенты все равно были вынуждены приобретать расходные материалы за свои деньги. Мы приглашали руководителей таких учреждений на заседание нашей рабочей группы. За много лет медучреждения привыкли, что есть проблемы с финансированием, и охотно практиковали платные услуги. Но сейчас система финансирования меняется, а мировоззрение некоторые медики менять не хотят. Такого быть не должно! Если государство выделяет большие деньги на то, чтобы амбулаторная медицинская помощь была доступна пациентам, эту возможность им надо предоставлять, а не придерживать деньги на счетах «на всякий случай». На мой взгляд, это просто безобразие, и мы намерены продолжать держать ситуацию под контролем. И не только, конечно, ее.
Год 2011 для программ модернизации стал в определенной степени «вводным», если хотите, «пробным», и проработка многих вопросов и нормативных документов окончилась только в самом конце года. Сегодня есть все основания полагать, что в 2012 году все звенья программы модернизации здравоохранения заработают в полном объеме, и к 2013 году мы сможем увидеть конкретные результаты, если правильно и грамотно сумеем распорядиться федеральными деньгами.

Поделиться в соцсетях