Прогулки по звездному дому

Пожалуй, не найдется ни одного волгоградца, кто хотя бы раз не наблюдал за звездами в Волгоградском планетарии. Но, кроме звезд, есть и другая история, запечатленная в камне, которая не входит в перечень программ для широкой аудитории, но не менее интересна.

Бесценный дар

– Другого такого планетария с собственным зданием и своей обсерваторией в России нет, – сообщает нам лектор Волгоградского планетария Виталий Желтяков, когда мы заходим в фойе звездного дома. Здесь шумно, только что закончилась лекция для детей. Поэтому экскурсию начинаем с астрономической обсерватории.

Она считается одной из лучших в России. Круглое здание с куполообразной крышей во дворе планетария кажется невысоким строением. Но на самом деле обсерватория высотой с 9-этажный дом, аж 26 метров. Внутри винтообразная лестница ведет вверх. Я начинаю считать массивные гранитные ступени и, дойдя до четвертого десятка, сбиваюсь.

– Мы никогда не задавались целью пересчитать их, но все замечают, что их много, – говорит Виталий Желтяков. Мы поднимаемся все выше, а он рассказывает, что Волгоградский планетарий является подарком ГДР на 70-летие товарища Сталина.

Это общеизвестный факт. Но мало кто знает о том, почему немцы решили преподнести именно такой дар.

– Это объясняется двумя причинами, – поясняет Желтяков. – Немцы своим подарком хотели выразить признательность за то, что Советский Союз выступил против плана Маршалла. А с другой стороны, это был очень тонкий ход с их стороны, ведь они знали, что генералиссимус в годы молодости занимался астрономическими наблюдениями в Тифлисской научной обсерватории. Поэтому такой подарок он точно бы оценил.

Стремянка и коврик не пригодятся

Немецкие архитекторы и рабочие разработали проект здания, изготовили его детали и уникальное оптическое оборудование. В адрес сталинградских строителей поступило из Восточной Германии более 260 вагонов с грузами. На некоторых каменных ступенях обсерватории с изнаночной стороны сохранились товарные записи «в/о Станкоимпорт СССР».

Мы добираемся до самого верха обсерватории, где на подвижной платформе установлен 12-дюймовый телескоп фирмы «Карл Цейс» с фокусным расстоянием 5 м и 800-кратным увеличением. Шестиметровую трубу телескопа можно направить в любую часть неба, а часовой механизм заставляет эту махину весом в 2,5 тонны медленно двигаться вслед за перемещающимся небесным светилом.

– Этот аппарат был изготовлен для нашего города, – рассказывает Виталий Желтяков, – а его брат-близнец остался в Германии. Сотрудникам планетария доподлинно не известно, как он там эксплуатировался, но мы знаем, что там он уже свой век отслужил. А наш работает, как новенький.

И даже краска, которой его регулярно обновляют, подбирается из года в год в тон заводской. Немцы, приезжающие в наш город и посещающие звездный дом, всегда удивляются, как хорошо сохранился их подарок за более чем полвека активной эксплуатации.

Наш экскурсовод демонстрирует, что пол башни может подниматься или опускаться. Эта функция позволяет наблюдать за звездным небом, находясь в удобном положении. В других обсерваториях страны, где пол неподвижен, ученым приходится или стелить коврик перед телескопом, или взбираться на стремянку.

Один поворот руля, и створки купола башни раскрываются. И можно начинать наблюдение за Солнцем и пятнами на нем, за Луной с ее кратерами, горами, морями. Во время вечерних наблюдений рассматривать планеты, кометы, звездные скопления, а также близкие галактики.

Два пушистых смотрителя

– Многие думают, что планетарий строили пленные немцы, но это неправда, – отмечает наш экскурсовод, когда мы спускаемся вниз на астрономическую площадку. – Его возводили советские строители. В немецкий проект наши архитекторы внесли ряд изменений, чтобы здание соответствовало климату и ансамблю окружающей застройки. Новый проект увенчали семитонной статуей женщины с голубем мира. Ее создала народный художник СССР Вера Мухина. Кстати, это ее последняя работа, которую она не успела доделать при жизни. Заканчивали ее ученики. Кто-то называет скульптуру «Мир», кто-то «Урания» – богиня неба. Но у Урании не было в руках колосьев.

Снова возвращаемся в фойе, где ненадолго воцарилась тишина. Между колоннами у портрета Сталина в отсутствии посетителей разгуливает пушистый кот – главный смотритель на первом этаже.

– У каждого планетария по традиции имеется свой кот. А у нас их целых два, – сообщает Виталий.

Он показывает портрет «отца народов», выполненный в технике флорентийской мозаики из полудрагоценных уральских самоцветов. Его автор – художник Вартан Аракелов, знаменитый в середине прошлого века тем, что работал над оформлением старых станций московского метро. Эта его работа на протяжении 40 лет была закрыта от глаз посетителей. В 1961 году мозаику замуровали, а открыли лишь в 1997-м.

Каким был город мечты?

В планетарии есть свидетельства того, каким наш город видели его жители более чем полвека назад. Многие из этих планов так и остались мечтами. Это можно увидеть на панораме города под куполом планетария. Бросается в глаза острый шпиль здания Советов, которое так и не построили в центре города неподалеку от вокзала. Из неосуществленного остался театр, концертный зал.

Сердце звездного дома – аппарат планетарий.

– Он сделан в Германии компанией «Карл Цейс», – рассказывает Виталий Желтяков. – Техника штучная, порядковый номер нашего – 29. Современные имеют номер триста с хвостиком. Наш аппарат сделали в 1952 году, а смонтировали в 1954-м. Поэтому можно считать, что в этом году ему исполняется 60 лет. Но он и для того времени, и для настоящего очень даже неплохой. Дает прекрасную картинку звездного неба, изображение можно выводить в полной темноте, и это выглядит очень реалистично.

И все-таки она вращается!

Из звездного зала выходим в фойе на втором этаже. Оно уникально тем, что отделано ценными породами дерева – палисандровым и лимонным, а паркетный пол инкрустирован в виде созвездий. Над входом установлены трое часов, которые указывают месяц, число и время.

Фотокор «Волгоградки» Александр Фолиев не удерживается от реплики, отметив, что только здесь в советские годы можно было увидеть буржуазные знаки зодиака. Ими украшены часы и двери на входе в холл.

– Сам зал сохранен в том виде, каким он был в 1950-х годах, – поясняет Желтяков. – Добавились только витражи, самые большие в Волгограде, хрустальные пластины которых были специально изготовлены на рижском заводе. На них изображены выход Леонова в открытый космос, Икар, Гелиос и станция «Мир».

Но главный экспонат здесь – маятник Фуко, изо дня в день доказывающий вращение Земли. На сегодня Волгоградский планетарий — единственное место в регионе, где можно увидеть маятник, причем, он второй по величине в России. Стальная нить с грузом на конце свободно качается. Рядом с ней ставят деревянный кубик. Груз проходит в стороне от него, приближаясь с каждой минутой.

– Вот смотрите, диск все больше и больше смещается в сторону – Земля «уходит» из-под маятника, – обращает наше внимание экскурсовод.

Еще мгновение, и груз сбивает деревянный кубик, до которого он вначале не доставал. На этот опыт можно смотреть бесконечное количество раз, и всегда удивляешься закону мироздания. Так же бесконечно можно гулять по планетарию. Здесь в любом возрасте, в любом настроении найдешь интересное, удивительное, вдохновляющее.