Произношение волгоградцев близко к эталону

Колл-центры, число которых стремительно растет, предпочитают чистоту языка и высокую мотивацию жителей региона. Фирмы, осуществляющие услуги телефонного консультирования, – новая примета современности. Сейчас в каждой более или менее крупной организации, работающей с людьми, вне зависимости от того, какими видами услуг она занимается, как правило, есть группа диспетчеров, которая отвечает на звонки по «горячей линии». При этом даже если клиент звонит по вопросу, связанному с местом своего проживания, на другом конце провода вполне может оказаться абонент, живущий за тысячи километров. И, кстати, с высокой долей вероятности он может оказаться волгоградцем.

Молодые и образованные

Колл-центр может быть организован по двум принципам – принадлежать самой компании, либо быть отдельной организацией, которая оказывает такие услуги по принципу аутсорсинга сразу нескольким заказчикам. Последний вариант сейчас все более распространен. Колл-центры постепенно становятся крупнее и мощнее, причем место их размещения не зависит от географии работы: условно говоря, оператор из Рязани может отвечать на вопросы жителя Мурманска. Тем интереснее тот факт, что в течение последнего года несколько крупных диспетчерских организаций появилось в Волгограде. Выясняется, что в нашем регионе присутствует необходимое сочетание факторов – молодые люди, хорошее образование и… грамотная чистая речь.

Грамотная речь тоже товар

Первый крупный колл-центр «Вербоконнект» появился в Волгограде около года назад. С тех пор количество рабочих мест увеличилось до пяти сотен и продолжает расти – каждый месяц в компанию устраивается порядка ста человек. Специфика этого бизнеса в том, что количество вакансий практически не ограничено, перенасыщение рынка если и случится, то станет делом далеко не ближайшего будущего. Ведь находясь в Волгограде, можно сотрудничать с партнерами не только по всей России – по всему миру. Полгода назад крупный контакт-центр появился уже в городе Волжском. «НьюКонтакт» пообещал волжанам полторы тысячи рабочих мест, на настоящий момент они почти заполнены, и это не предел. В июле стало известно, что в самое ближайшее время в Волгограде откроется еще и контакт-центр интернет-магазина одежды и аксессуаров Lamoda.ru, причем в этом последнем случае наш регион оказался конкурентоспособен по отношению не только к другим субъектам РФ, но и к русскоязычному пространству в целом.

– Безусловно, выбирая место для запуска нового call-центра, наша компания рассматривала не только разные регионы России, но и ряд других русскоговорящих стран, – говорит представитель руководящего состава компании Нильс Тонзен и поясняет критерии: – Определяющим фактором стала кадровая специфика, так как при принятии стратегических и операционных решений мы в первую очередь опираемся на принцип клиентоориентированности. В данном случае для нас было важно, чтобы будущие операторы контактного центра отвечали определенным требованиям: имели высшее образование, профессиональные навыки и хорошую мотивацию. Именно поэтому мы провели исследования, в ходе которого выявили, что кандидаты из Волгограда в большей степени соответствуют всему вышесказанному.

По всем критериям

Похожими требованиями руководствовались и в «Ньюконтакте», правда там определенную роль сыграла готовность муниципалитета пойти навстречу и оказать помощь в обустройстве.

– Для того чтобы поддерживать высокие темпы роста и оптимизировать расходы, мы размещаем производственные мощности за пределами Москвы, – поясняет руководитель отдела по подбору персонала организации Анастасия Туровец. – Есть много критериев, по которым мы выбираем город, где строим производственные площадки, но два ключевых – это наличие в городе значимого количества молодежи с высшим образованием и привлекательность региона с точки зрения инвестирования и ведения бизнеса. В России есть города с существенным количеством вузов, но инвестиционный климат в них оставляет желать лучшего. А выбирая город в конце прошедшего года, мы были приятно удивлены разительным отличием Волжского на фоне общей ситуации в стране. Сыграло роль и то, что администрация города и в первую очередь глава администрации сделали все возможное, чтобы мы не только разместили площадку в Волжском, но и перенесли сюда основные производственные мощности.

Помимо уровня образования и возраста волгоградцы, как выяснилось, обладают еще одним полезным качеством, очень важным для работы, связанной с живым общением, – грамотной и понятной речью. Мнение о том, что жители региона говорят на так называемом «стандартном русском», без территориальных диалектов и особых говоров, бытует давно и по большому счету является фактом. Сами работодатели не отрицают, что действительно берут это в расчет.

– Грамотная русская речь и отсутствие местного говора у кандидатов также являлось одним из важных критериев при принятии решения, – подтверждают представители Lamoda.

На литературном русском

Ситуация языковой чистоты, сложившаяся в Волгоградской области, достаточно уникальна. Конечно, нельзя сказать, что волгоградское произношение не обладает совсем никакими приметами. Так, в некоторых местах присутствует усиленная «г», встречается своеобразное «аканье», но это скорее в удаленных районах. Также южная речь сама по себе обладает более быстрым темпом. Однако в остальном у нас общаются на правильном и даже можно сказать литературном русском. Филолог Оксана Горбань считает, что этому способствовали условия, в которых происходило заселение региона.

– Регион специфический, полиэтнический и поликонфессиональный, – поясняет она. – Это регион позднего заселения. Поэтому здесь нет исторически сложившегося говора, он просто не успел тут оформиться. А разные народности для общения друг с другом вынуждены были использовать русский язык, причем такой русский, которому их учили в школах, – соотносящийся с литературным стандартом. У нас выражена полиязыковость, за счет этого диалектические черты сходят на нет.

При этом Горбань отмечает, что в регионе существует и бережно сохраняется особое отношение к русскому языку.

– У нас всегда очень масштабно проходит День русского языка в школах, много внимания этому уделяют библиотеки и подобные мероприятия становятся все популярнее, что тоже способствует утверждению литературной речи, – говорит она.

Поэтому вполне возможно, что Волгоград в будущем обещает стать не только хорошей базой для всевозможных контакт-центров, но и – ни много ни мало – столицей русского языка, состояние которого в последние годы вызывает нешуточное беспокойство у специалистов.