Прямая речь

Олег Шишенин о преподавании русского языка, Алексей Гуполов о запрете неэкологичных авто, Ольга Шелковникова о тратах на «антирекламу» ВИЧ

Олег Шишенин, председатель областного Совета молодых педагогов, член общественного совета при комитете образования Волгоградской области:

Разработка новой концепции преподавания русского языка и литературы, в которой заинтересовано правительство нашей страны, призвана повысить их статус в мире. Первые поступившие предложения касаются русского языка. Их суть такова: полученные знания должны готовить человека к жизни – школьников нужно учить писать резюме, заявления, отчеты и строить разговорную речь, используя помимо «обычных» слов и сленг.

Вообще-то даже когда я ходил в школу, нас тоже многому из этого учили. Получается, как обычно: все новое – хорошо забытое старое. Конечно, детям интереснее, когда на уроке говорят не о чем-то отвлеченном, а о реальности, но тут смотря о каких объемах идет речь. Если 80% учебного материала предоставить «суровой действительности», что же тогда останется для базовых знаний?

Разумеется, модернизация нужна, но основа, фундамент, на мой взгляд, должны быть традиционными. Система образования Советского Союза была лучшей, и если теперь изменить все в корне и на 100 процентов, хорошего ждать не стоит. Могу привести такой не слишком положительный пример. В некоторых учебниках сейчас правила преподнесены интересней, но если раньше они были «разжеваны», то теперь нет. Больше внимания уделяется практике. Это осложняет не только работу учителя, но и домашнюю работу школьника, который если что-то недопонял на уроке, в учебнике тоже ответа не найдет.

Желая повысить статус нашего языка в мире, надо повышать общую культуру. Все знают, как современные дети общаются в Интернете: сокращения, смайлы, дай бог, если в предлогах и союзах нет ошибок. И когда они говорят. «Да я только там так пишу», это не совсем правда, потому что к такой манере общения привыкаешь и начинаешь потом не только везде писать так, но и говорить. При достаточно высоком уровне культуры человек автоматически даже в соцсетях пишет грамотно, и к этому стоит стремиться.

Конечно, главный стимул в учебе – детский интерес. Если его пробудить, в дальнейшем может не играть роли даже то, насколько ребенок изначально умен. Изменения в системе образования, нацеленные среди прочего на развитие этого интереса, могут сделать общество грамотнее, культурнее и создать стране соответствующий статус, но только происходить преобразования должны не нахрапом и не глобально. Если будет найдена золотая середина, тогда я согласен.

Алексей Гуполов, директор СРО НП «Перевозчики Волгоградской области»:

В федеральном правительстве готовятся подписать документ, ограничивающий движение неэкологичных автомобилей в черте города. Региональные власти уже этой осенью могут получить право создавать в городах «чистые зоны», куда не будут допускаться машины с двигателями класса ниже, к примеру, Евро-4 или Евро-3 (определять регионы смогут сами). Разрабатываются соответствующие дорожные знаки.

Конечно, экология – это очень важно, но я считаю, к таким нововведениям в нашей стране еще не готовы. Во-первых, большинство машин, которые ездят по российским дорогам, имеют двигатели Евро-3 или Евро-4. Получается, что нет смысла создавать зоны, свободные от выхлопов, – слишком большому количеству автомобилей будет разрешено в них заезжать. Во-вторых, не видите ли вы во всем этом возможную коррупционную составляющую? Кто и на каком основании будет устанавливать эти «чистые» участки города?

Городская территория – это ведь не озеро Байкал. Возьмем, например, Волжский, где я живу. У нас есть завод органического синтеза, выброс которого не сравним с выбросами всех городских машин за день. О какой экологической зоне в нашем городе может идти речь?

Думаю, если нововведение примет обязательный характер, это создаст массу проблем людям, независимо от того, ездят они на машине, мотоцикле или автобусе. Вроде бы сделали «послабление»: если в документах на авто не указан экокласс, у владельца будет время до 2020 года, чтобы его определить. Но если экокласс низкий, что тогда? Выбросить старый двигатель и поставить новый? Это очень затратно и трудоемко, ведь нужно зарегистрировать его и много других процедур пройти.

Если говорить об иномарках, то машины, выпущенные 10 лет назад, уже имели класс Евро-3. Отечественные автомобили такого возраста – это Евро-2, а то и Евро-1, а которым лет по 15, и вовсе никакого Евро не имеют. Получается, что больше всего пострадают те, кто не может себе позволить приобрести нормальный автомобиль, – простые люди с невысоким заработком. И потом, до 2020 года, нормы могут измениться, и даже двигатели Евро-3 сочтут слишком «грязными».

На мой взгляд, прежде чем подписывать такие документы, нужно выносить их на всенародное обсуждение, потому что они затрагивают огромную часть общества. Экологически чистые зоны реально и обоснованно создавать в природных парках, заповедниках, а в больших городах… Думаю, пока это утопия.

Ольга Шелковникова, председатель ВРОО «Мария – матери против наркотиков»:

На днях Волгоградский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями объявил конкурс на создание и размещение в СМИ рекламной кампании, посвященной профилактике ВИЧ-инфекции. Надо ли тратить на это бюджетные деньги? Убеждена, что да. Это большая и важная работа, хотя бы по той причине, что до сих пор грамотность людей в вопросах ВИЧ и СПИДа крайне низка. Нередко они спрашивают об элементарных вещах, которые, казалось бы, знает каждый.

Эффективна ли такая профилактика? Да, подобная работа всегда приносит положительный результат. Мы тоже проводим ее постоянно среди потребителей наркотиков, работниц секс-индустрии, ВИЧ-инфицированных и других категорий людей, относящихся к группе риска, но в принципе информация необходима каждому, даже если он из другого, благополучного «измерения».

Конечно же те, кто попадает в число больных СПИДом и гепатитами, имеют сложные судьбы. Где находится корень зла, так сразу не скажешь – слишком много факторов, приводящих людей к тому состоянию, в котором они вступают на неправильный путь. Это плохие отношения в семье, проблемы в личной жизни, в школе – со сверстниками или учителями, потеря близких, сама социальная среда, где человек находится и которая в любом случае на него влияет. Если несколько подобных факторов складываются вместе, человек может уйти туда, откуда мы потом стараемся его вернуть.

Чтобы решить проблему ВИЧ-инфекции и других спе­цифических заболеваний, годятся и необходимы любые формы воздействия: анкетирование, консультации, распространение тематической литературы, собрания родителей, беседы с населением. Стоит заметить, что когда это все происходит эпизодически, эффективность снижается, но если работа ведется комплексно, систематически, тогда результат оказывается очень ощутимым. У нашей общественной организации, например, уже есть огромный опыт и значительные успехи. Если бы было не так, больных

СПИДом, наркоманией, гепатитами было бы гораздо больше.

Я убеждена: успеха не приносит лишь то, во что не вложено сил и труда. Есть немало людей, сбившихся с пути и вернувшихся затем к нормальной жизни. Мы работаем в этом направлении уже 20 лет. К нам постоянно обращаются за помощью и получают ее. А затем возвращаются «в мир», находят работу, заводят семьи, становятся обычными членами общества и больше не вступают на путь саморазрушения.