Пять волгоградских школ вошли в Топ-500 России

Впервые российские школы выстроены по ранжиру.Впервые в России! Перечень лучших школ страны составлен Московским центром непрерывного математического образования при содействии Минобрнауки РФ. В список вошли пять школ Волгоградской области.

В рейтинге представлены учебные заведения 77 регионов России, просто перечисленные по алфавиту (в еще одном топе 25 школ из 16 регионов расставлены по местам в соответствии с баллами). Об этом рассказала в Москве заместитель председателя правительства Ольга Голодец, которую цитируют ведущие информационные агентства.

Новый рейтинг подготовлен московским Центром непрерывного математического образования. Учитывались два основных критерия – критерий ЕГЭ и критерий олимпиад.

Первый – успешность сдачи единого экзамена выпускниками 2013 года (за каждого ученика, набравшего по каким-либо трем общеобразовательным предметам не менее 220 баллов, школе начисляется один балл, от 190 по 219 баллов – 0,5 балла). Второй – количество призеров и победителей регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников за последние три года.

Наверняка многие читатели сразу вспомнили массовое списывание и скандалы на ЕГЭ в некоторых регионах страны. Для чистоты эксперимента составители рейтинга решили использовать статистику только последнего года, причем по всем детям, а не только по стобалльникам. По идее какие-то чрезвычайности не должны были замутить общую картинку.

В Топ-500 вошли пять школ Волгоградской области:

- гимназия № 1 (Центральный район Волгограда);

- гимназия № 3 (Центральный район Волгограда);

- волгоградский областной лицей-интернат «Лидер» для одаренных детей (Советский район Волгограда);

- общеобразовательная школа № 78 (Краснооктябрьский район Волгограда);

- средняя общеобразовательная школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов (Волжский).

Все они хорошо известны жителям. И народная молва давно оценила их по достоинству, учитывая, сколько всегда желающих отдать туда ребенка в первый класс. Там собраны звездные учительские коллективы. Трудятся известные педагоги, такие, как народный учитель России Юрий Васильевич Лепехин.

Мало кого удивило, что на топовых позициях в рейтинге оказалась Москва. На первом месте Топ-25 – столичная школа номер 1535. Кроме того, наверху списка находятся 2-я московская школа и школа имени Колмогорова. Тем не менее, Москву представляют всего семь школ. А вот неожиданностью, отметила Голодец, стало то, что в рейтинге представлено достаточно много сельских заведений – более 50.

Это только старт проекта. Будут составляться и новые рейтинги, а в них будут новые критерии. Школьные учебные программы будут впредь верстаться с учетом опыта тех учебных заведений, которые смогли войти в пятисотку, приводит «Учительская газета» слова первого зама министра образования и науки РФ Натальи Третьяк. Она же добавила, что ведомство направит письма губернаторам с просьбой поощрить и наградить руководителей успешных школ. В то же время школы, которые не вошли в перечень, нельзя считать аутсайдерами. У них еще все впереди.

Жительница Волгограда Елена Лисина – мама троих детей. Ее старшая дочь несколько лет назад окончила гимназию № 3. Младших тоже совершенно сознательно отдала туда.

– Даже не сомневались, куда идти – только в нашу гимназию. Там много сильных учителей. Меня устраивает дисциплина, высокие требования к знаниям учеников, хотя, может, не все родители меня поймут. Да, учиться там не просто, но отрицательных эмоций это у меня не вызывает. Настраиваю детей на то, чтобы они не шли по пути наименьшего сопротивления, – говорит Елена. – Я рада, что труд всего коллектива гимназии получил отличную отметку. И поздравляю учителей и нашего директора Ларису Васильевну Гриценко.

Как видим, Минобрнауки России стремится выстроить систему внешнего аудита школ. И все-таки, правильно ли уделять внимание только «урожайности» баллов, количеству умников и умниц? Не слишком ли примитивна такая шкала оценок?

– Конечно, оценивание школы дело многомерное. Есть ожидания родителей, есть комфорт детей, есть запросы педагогических коллективов, управленцев. Каждый выставляет свой критерий, – рассуждаем вместе с заместителем министра образования Волгоградской области Ларисой Савиной. – Тем не менее, если речь о качестве знаний и поддержке талантливой молодежи, то ЕГЭ и олимпиады в этом случае вполне объективные инструменты оценивания. При всех проблемах проведения ЕГЭ, это независимый критерий, других пока не придумано. Он позволяет увидеть качество работы учителя, достоинства школьных образовательных программ. Именно это и произошло…