Пятерка по геополитике

Волгоградские школьники стали участниками всероссийского "крымского" урока. Депутаты Государственной думы РФ во всех регионах России реализуют новую инициативу – разъяснительные уроки по ситуации в Крыму. Такие занятия уже были проведены в столице, а также в Кировской и Воронежской областях, ряде других субъектов Федерации. В Волгограде тему воссоединения Крыма и России с учениками гимназии № 5 накануне обсудил депутат Михаил Маркелов.

Внешне это напоминает основательно забытые уже «минутки политинформации», столь популярные в советской школе. Только вот докладчиком вместо одного из учеников выступает депутат Госдумы РФ. Кстати, это уже не первая встреча Михаила Маркелова с гимназистами – в начале учебного года он приезжал к ним с лекцией, посвященной 20-летию Конституции РФ.

На слайдах презентации одна за другой меняются даты, эпохи, картинки с политической картой. Крымское ханство, Кючук-Кайнарджийский мирный договор, манифест о присоединении Крыма к Российской империи, Крымская автономия в составе РСФСР, передача Крыма Украине и вот, наконец, возвращение в состав России. Меняются времена, меняется статус территории, но неизменным остаются соседство, крепкая дружба и родство с Россией.

Школьники – а в актовом зале на этот особый урок собрались выпускные одиннадцатые классы – слушают спокойно и внимательно. Услышанное вызывает шквал вопросов, причем очень непростых, многие из которых под стать обсуждать маститым политологам или дипломатическим сотрудникам. "Как, по вашему мнению, можно трактовать тот факт, что во многих европейских странах сейчас набирают силу «правые» политические движения? – спрашивает Даниил Бондарев. – Вот, например, в Венгрии на последних выборах "правые" получили 20% – это весомая цифра..."

Михаил Маркелов дает подробный и обстоятельный ответ, который превращается в отдельную маленькую лекцию. Еще бы, ведь вопрос действительно серьезный. Это неудивительно, ведь Даниила Бондарева можно назвать «звездой» гимназии № 5. Он только что вернулся из Смоленска с всероссийской олимпиады по истории, где набрал 182 балла из двухсот возможных и получил предложение стать студентом МГИМО. Маркелов, узнав, что имеет дело с таким специалистом, на всякий случай уточняет: «Я ведь ничего не исказил?»

Школьники спрашивали о последствиях санкций в отношении России, влиянии на экономику присоединения Крыма, взаимоотношении с крымскими национальными сообществами. Оказалось, что подрастающее поколение неплохо подковано в общих вопросах, а общение с депутатом Госдумы стало для ребят возможностью узнать новости практически из первых рук.

- - Я исключительно положительно отношусь к подобным встречам, – говорит директор гимназии Мария Железнякова. – У ребят сейчас непростая пора самоопределения в жизни. Ситуация, которая сложилась сегодня на Украине, важна, помимо всего прочего, тем, что оказывает колоссальное влияние на формирование взглядов молодых людей. Заставляет задуматься над своим будущим и будущим России, которое им предстоит строить своими руками. Не секрет, что многие нынешние выпускники хотят получить заграничное образование, а некоторые даже и навсегда покинуть страну. События, свидетелями которых мы становимся, меняют их мировоззрение, это сейчас очень сплотило все страну, люди переоценивают историю, современность, государственную политику. Ведь все эти вопросы, которые они задавали Маркелову, – абсолютно естественны, не заготовлены заранее. Но посмотрите, насколько они при этом глубоки. Это говорит о том, что тема горячая, в семьях она обсуждается, школьников это все волнует.

Заслуженный учитель школы РСФСР, руководитель Волгоградского мужского педагогического лицея Федор Слипченко к инициативе относится воодушевленно. Он, как никто другой, знает, как неразрывно идут патриотическое воспитание со знанием собственной истории и позиции страны в международных вопросах.

– Я воевал в Крыму, штурмовал Сапун-гору, был в Севастополе. Эта земля, она русская, полита кровью наших солдат в разные времена, – говорит он. – Когда Крым передали в состав Украинской советской республики, то это было не больше чем формальность, ведь передача состоялась внутри единого государства. Теперь же нам пытаются подать этот как особенный факт. А ведь Крым не присоединился к России, он вернулся домой. Поэтому молодежь должна знать историю, тогда они будут разбираться в том, что происходит сейчас. Я своим ученикам в мужском педагогическом лицее рассказываю об этих событиях. Это очень важно, ведь здесь учатся ребята из разных районов области, они возвращаются домой, общаются со сверстниками и на эту тему тоже, передают услышанное. Поэтому любую воспитательную работу такого плана можно только приветствовать.

Работа, как отмечают сами депутаты, будет продолжена. Хорошая традиция встреч со школьниками уже заложена и, вероятнее всего, Крымом темы для обсуждений не исчерпаются.