Рай в шалаше

Волгоградские евреи отметили праздник единства и провозгласили основные заповеди. Едва только протрубил шофар, известив о наступлении нового 5777 года, как вслед за ним пришел один из самых почитаемых в иудаизме праздников – Суккот. Волгоградскими евреями он отмечался с 16 по 23 октября. В память о скитании своих предков по Синайской пустыне верующим предписывается в эти дни славить Всевышнего не под крышей дома, а в сукке – кошерном шалаше

Деревянные столбы подпирают балки, покрытые зелеными стеблями камыша – такое сооружение каждый год осенью появляется во дворе волгоградской синагоги.

Вместе с помощниками раввин Залман Иоффе в течение нескольких дней возводит главный символ праздника Суккот – большой шалаш, под которым устанавливают большой стол и скамьи. На русский язык слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шалаш» или «кущи». Именно поэтому Суккот называют еще праздником шалашей или кущ. Его история корнями уходит в библейские времена.

– Изгнанный из Египта еврейский народ 40 лет странствовал по пустыне, – рассказывает раввин Залман Иоффе. – Всевышний установил облако над ними. Днем им было не жарко, потому что была тень, а ночью – не холодно, потому что оно давало свет и тепло. Жизнь в шалашах символизирует то, что есть Всевышний, мы ему доверяем и полагаемся на него. А Сукка – божественное покровительство, благодаря которому мир существует. Во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках – шалаши в праздник Суккот можно встретить по всему Израилю. В Иерусалиме, например, шалаши настолько тесно связаны с культурой города, что даже местные рестораны возводят их рядом с входом и используют как веранду.

Все восемь дней, сколько длится праздник, евреям предписывается жить в сукке: спать, принимать пищу в память о скитании предков по Синайской пустыне. Однако сегодня среди российских евреев уже мало кто действительно живет в шалаше. Встречать Суккот, который обычно выпадает на середину осени, когда температура на улице стремится все ближе к нулю, а по ночам нередко достигает «минуса», в нашем климате непросто. Поэтому еврейские семьи ограничиваются лишь праздничной трапезой в сукке и приемом гостей днем, зажигают свечи и произносят праздничные молитвы, держа в руках лулав – особый ритуальный букет, без которого не обходится Суккот.

– Он собирается из четырех растений, каждый их которых символизирует определенный тип людей, – объясняет председатель совета Волгоградского еврейского общинного центра Яэль Иоффе. – Цитрусовый этрог, обладающий и вкусом, и запахом, – это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, плоды который сладки, но не обладают запахом, – это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт – растение несъедобное, но приятно пахнущее, – евреи, от которых исходят добрые дела. А ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, – евреи, которые не знают Тору и не делают добра.

И все-таки Бог соединил всех евреев в один букет, чтобы они помогали друг другу. Как нельзя выполнить заповедь вознесения лулава лишь с частью из них, так нельзя евреям обойтись друг без друга. Только вместе они могут выполнить свое назначение в мире.

В ПЕРЕВОДЕ С ИВРИТА:

Арба миним – четыре вида растений, соединенные в лулав.

Лулав – букет из четырех видов растений, которые надлежит собирать вместе на Суккот.

Суккот – праздник шалашей; начинается 15 числа месяца тишрей (осенью) с заходом солнца.

Сукка – шалаш.

Мицва – заповедь.

Шофар – еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент из рога животного.

DNG