«Развитие Волгограда не остановить»

Когда будет открыта вторая ветка метротрама? Как будет формироваться бюджет 2012 года? Все ли готово к отопительному сезону? Какие дороги планируется отремонтировать? Как власти города намерены бороться с самовольными застройками? На эти и многие другие актуальные для жителей Волгограда вопросы ответил временно исполняющий полномочия главы города-героя Сергей Соколов.

Как день пройдет, так и год сложится

 

– Сергей Николаевич, недавно волгоградцы отметили День города. Какую оценку торжеству вы можете дать?

– Откровенно говоря, я боялся, что пойдет дождь, и все усилия, которые прилагала администрация города и многие наши партнеры, окажутся тщетными (улыбается). Но все обошлось, и мероприятия прошли на достойном уровне. Хочу отметить, что День города отмечался не только в Волгограде, но и во многих городах России, везде были фейерверки, выступления ведущих российских артистов. Для Волгограда День города – это одна из отправных точек: как он пройдет, так и год сложится. Полагаю, что все в будущем у нас будет успешно.

– Сам собой напрашивается вопрос: как идет работа над городским бюджетом 2012 года?

– Не скрою, достаточно сложно. Сейчас наши специалисты работают над этим документом. В соответствии с постановлением правительства страны городской бюджет уменьшается на 10% в части оставляемых ранее средств по НДФЛ. Если ранее в городе оставалось 30% этого налога, то сейчас можем рассчитывать лишь на 20%. Для города это минус 1 миллиард рублей. Вообще, город Волгоград является своеобразным донором, он оставляет себе всего 11% от тех средств, что зарабатывает. Конечно же средств не хватает. Но в то же время по решению федеральных органов от муниципалитета уходят полномочия по содержанию больниц и поликлиник (теперь их финансирование будет осуществлять регион). Однако и тут не все ровно, появляются разного рода подводные камни. Например, город платит двадцатипятипроцентную надбавку к жалованию врачам и учителям. Теперь же неизвестно, останется ли эта надбавка для врачей, ведь их финансированием мы заниматься не можем. И таких шероховатостей немало. Прорабатываем их, находим пути решения. Стараемся все предусмотреть.

– Но ведь есть же, наверное, и более радужные моменты, какие-нибудь перспективные проекты. К примеру, открытие второй очереди волгоградского скоростного трамвая и приобретение новых единиц транспорта...

– Безусловно, таких проектов много. Касательно запуска второй очереди метротрама. Сейчас можно наблюдать, что интенсивно ведутся работы по обустройству последней, третьей, станции «Ельшанка»: там устанавливаются бордюры, укладывается брусчатка, наводится порядок. С 1 декабря начнут регулярное движение трамваи до станции «Ельшанка». Касательно подвижного состава могу сказать, что пока у нас есть в наличии девять новых современных трамваев. Они будут осуществлять перевозку пассажиров на первом этапе. В планах – приобретение еще 16 единиц. Первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков обещал помочь решить этот вопрос. Санкт-Петербургский завод готов поставлять трамваи без предварительной оплаты, и сейчас наши специалисты готовят документы для приобретения трамваев в лизинг. Главное – получить гарантии от федерального и регионального бюджетов, что часть средств поступит с их стороны. Ведь стоимость 16 трамваев оценивается в 960 миллионов рублей. Только при их содействии будем приобретать трамваи, потому что самостоятельно положить громадную часть бюджета лишь на эти цели мы не можем.

Еще из приятных событий начала зимы: 1 декабря обязательно начнет работать садик в поселке ГЭС Тракторозаводского района города. Работы там практически закончены, и сейчас идет лицензирование. Также к 1 декабря стоит задача запустить в эксплуатацию еще два многофункциональных центра по оказанию услуг населению – в Советском и Тракторозаводском районах города Волгограда. Так что вы правы, не все мрачно. Город развивается, движется вперед.

Дорожное строительство в перспективе

– Еще одна тема, без которой, думаю, не обходится ни одна ваша встреча с волгоградцами. Каждого жителя города интересует состояние дорог. У городской власти есть перспективные идеи по положительному решению этой проблемы?

– Да, в этой отрасли особенно много вопросов. Долгое время ей не уделялось должного финансового внимания. Но сначала о крупных проектах. Строительство подземного тоннеля в районе Тулака, строительство мостового перехода через железнодорожные пути по дороге в аэропорт – это объекты, для реализации которых мы также получили поддержку государства. Есть все основания надеяться, что они попадут в федеральный бюджет, и в следующем году город сможет начать их активную реализацию.

Наши внутригородские вопросы – ремонт путепроводов в районе поселка Латошинка и на площади Возрождения, моста через железнодорожные пути на улице Комсомольской и моста через Волго-Донской канал. Конструкции за давностью лет потихоньку ветшают, и, к примеру, по Латошинскому путепроводу сегодня принимается непопулярное решение о его закрытии. Он уже несет угрозу для жизни людей. На его восстановление необходимо 240 миллионов рублей, в самое ближайшее время будет рассматриваться вопрос о финансировании этих работ. Мы намерены организовать объездные маршруты и до конца года провести конкурсные процедуры, чтобы запустить первый подготовительный этап реконструкции, который будет связан с разборкой конструкций, обследованием, а уже в 2012 году можно было бы начать ремонтно-строительные работы на этом объекте.

– В этом году на ремонт городских дорог выделены приличные средства. Как будут обстоять дела с финансированием дорожной отрасли в Волгограде в будущем году?

– В следующем году планируется формирование областного дорожного фонда объемом 6-8 миллиардов рублей. Из них Волгограду обещано 150 миллионов на ямочный ремонт дорог. Кроме этого, мы уже отправили заявки на 800 миллионов рублей для ремонта путепроводов, о которых говорили выше, на строительство новой дороги, соединяющей улицу Калинина с рокадной дорогой, – 150 миллионов рублей, также на строительство дороги, которая соединит улицу Электролесовскую с улицей Кирова и станет продолжением Первой продольной. Это очень важно для города. К сожалению, пока мы не можем найти деньги на продолжение Третьей продольной магистрали, потому как вышеперечисленные работы стоят порядка 4 миллиардов рублей. Это и так достаточно серьезное заявление, учитывая размер дорожного фонда. Надо завершить сначала эти проекты.

– По Третьей продольной понятно. Но уже давно говорится и о строительстве объездной дороги. Насколько реален этот проект?

– Могу сказать, что уже изготовлена и находится на государственной экспертизе проектно-сметная документация на строительство объездной дороги в обход Волгограда. Ее протяженность 42 км, а цена первого этапа строительства примерно 20 миллиардов рублей. До конца года заключение экспертизы должно быть получено. Работы будут финансироваться с использованием государственно-частного партнерства, то есть с привлечением инвестиций коммерческих структур. Заплатив определенную сумму, транзитному транспорту можно будет быстро объехать город. Этот проект, на мой взгляд, абсолютно реален, оптимистичен, и в следующем году начнет осуществляться.

Вопросы земельные

– Вас как жителя Волгограда не раздражают появляющиеся то тут, то там непонятные торговые точки, шашлычные, торговые павильоны непонятные, киоски и лотки? Не говорю уже о сомнительной архитектурной ценности «дворцов и галерей» в частном секторе… Как городские власти намереваются бороться с самовольными застройками?

– Департамент потребительского рынка разрабатывает схему размещения всех киосков по городу. В октябре на заседании городской думы мы ее утвердим, после этого начнем выделение земельных участков в аренду на 11 месяцев. Для того, чтобы запустить этот механизм, нужна большая работа администрации города, и земельного комитета в частности, потому как следует провести межевание участка и поставить его на кадастровый государственный учет. Для этого нужны бюджетные деньги, которые у нас есть. Как только механизм начнет работать (постараемся сделать это в 2012 году), бюджет начнет получать гарантированный доход, которого сегодня нет – примерно 50-60 миллионов в год. Это позволит более гибко подходить к нуждам города, к регулированию малых торговых площадей. Мы были в Ростове-на-Дону, перенимали их опыт работы в данном вопросе и наблюдали интересную картину: в течение полугода без действий администрации города, без службы судебных приставов, судебных органов сами предприниматели навели полный порядок. Либо узаконили свои участки, либо ликвидировали незаконные постройки. Это выход. Это нужный инструмент!

– Насколько известно, своеобразная земельная реформа ожидает и жителей многоквартирных домов Волгограда?

– Да, это еще одно событие, которое ждет наших горожан. Администрация города на протяжении уже двух лет проводит межевание территорий под многоквартирными домами. То есть все горожане, которые проживают в многоквартирных домах, в самое ближайшее время станут собственниками земельных участков под домом и прилегающей территории. Люди получат часть земельного участка в долевую собственность и за это будут платить земельный налог. Сейчас все документы находятся в налоговой инспекции. Таково требование Федерального закона. Здесь есть плюсы и минусы. Минус – придется платить (примерно с каждого гражданина в год – в пределах 1 тысячи рублей). Плюсы – установку шлагбаума, гаражей, стоянок можно будет осуществлять законно, принимая общее решение вместе с соседями. Наши жители показали, что могут договариваться и принимать решения.

Во дворах должно быть чисто!

– Как известно, вы строго требуете от глав районов выполнения мероприятий по уборке и благоустройству территорий…

– Мы недостаточно спрашиваем! Мы, жители, все время говорим о прянике: дайте нам освещение, водоснабжение, почините крышу, отремонтируйте дорогу... Это нормально и естественно, но должна быть и ответственность каждого гражданина, который проживает на территории города. Вокруг и внутри каждого дома, будь он многоквартирным или частным, должен быть идеальный порядок. Административные комиссии – серьезный рычаг и серьезный ресурс, и они серьезно работают во всех районах города. Если перед домом не наведен порядок, брошены дрова, складирован материал, стоят сухие деревья и так далее, ответственность несут горожане. Комиссия выдает уведомление о необходимости навести порядок. При невыполнении накладываются штрафы, если требование проигнорировано – еще большие штрафы. Мы призываем наших жителей наводить порядок и убирать за собой. Специализированные службы, которые выполняют эту работу, не в состоянии сделать всю работу по благоустройству. Только вместе мы сможем сделать наш город чистым и красивым.

– Сергей Николаевич, как и везде, в Волгограде есть нерадивые хозяева, а есть и ответственные. Каким образом администрация, к примеру, поощряет лучшие ТОСы?

– Лучшему дворику Волгограда мы ежегодно даем премии, призы, гранты, которые потом направляются на благоустройство. Накануне Дня города комиссия объехала дворы Волгограда, посмотрела их благоустройство, и скоро будут подведены очередные итоги конкурса на лучший двор. Могу сказать, что из имеющихся в городе 132 ТОСов нерадивых нет. Люди знают, что делают, имеют возможность привлечения бюджетных денег. В идеале весь миллион жителей города должен быть распределен по ТОСам. Но никого принуждать мы не собираемся – ТОСЫ есть только там, где люди объединились, проявили активность.

Блиц-опрос о самом важном

– Сергей Николаевич, зима не за горами. Готов ли город встретить холода, как говорится, во всеоружии?

– Сегодня Волгоград готов к отопительному сезону на 90%. У нас нет особых опасений ни по вводу в эксплуатацию котельных, ни по лимитам на газ. Все долги, которые были у города перед газовиками, погашены. Более того, в этом месяце мы авансируем газовиков, понимая, что впереди зима, а пик самых больших платежей приходится на январь, февраль и март. Что касается сетевого хозяйства города, завершается ремонт теплотрасс. Стоит задача до 1 октября завершить все работы, и, полагаю, в этот срок уложимся. Также в положенный срок завершится ремонт водопроводно-канализационных сетей. Мы понимаем все сложности, знаем проблемные вопросы, которые стараемся ликвидировать. Зима для администрации города, для специалистов, которые заняты в тепловом хозяйстве, неожиданно не наступит.

– Как в следующем году будут решаться проблемы частного сектора? Освещение, дороги, канализация...

– Я не обещаю, что мгновенно будут решены все проблемы в частном секторе. Территория очень большая. Но могу заверить, что этими вопросами мы будем заниматься постепенно, системно, локально. Что касается освещения: в городе существовала хорошая программа «Светлый город», сегодня ее финансирование возобновлено. Мы сформировали ее по отраслевому принципу, попросили 200 миллионов рублей у федерального бюджета. Эта программа имеет очень большой социальный эффект, будет существовать, и со следующего года она получит больший импульс.

– Как обстоят дела с ремонтом жилых домов?

– В прошлом году мы отремонтировали 158 жилых домов. В этом году сумма федеральных средств была серьезно уменьшена, мы приступили к ремонту 31 многоквартирного жилого дома и до конца года работы будут завершены. На это направлено 147 миллионов рублей федеральных средств. Программа по капитальному ремонту жилого фонда нашла положительные отклики у жителей, которые сами контролируют весь процесс, сами выбирают подрядчиков. Полагаю, здесь и в дальнейшем не будет никаких проблем.

– Наши школьники получили право на бесплатный проезд. Будет ли эта льгота сохранена в следующем году?

– Да, в бюджет 2012 года мы закладываем средства на то, чтобы и в дальнейшем продолжать финансировать бесплатный проезд для наших школьников. Вообще, средства (32 миллиона рублей) на льготный проезд для школьников были заложены еще в прошлом году, и мы планировали предоставить эту льготу с 1 сентября 2011 года. Причем всем школьникам. Изначально администрация города внесла проект в Волгоградскую городскую думу именно в такой редакции, но потом ряд депутатов высказали мнение, что предоставлять льготу надо только нуждающимся. Однако фракция «Единой России», губернатор встали на нашу сторону, и было принято решение не делить детей на категории. Городская дума отреагировала очень адекватно. Было решено предоставить всем школьникам бесплатный проезд, но по заявительному принципу. Многим нет смысла приобретать проездной, если школа находится рядом с домом. Ну а те, кому он необходим, получат компенсацию.