Развивающая система Занкова и «Школа 2100» могут не войти в перечень учебных программ

К апрелю Минобрнауки РФ утвердит федеральный перечень учебников. В нем будут определены комплекты, по которым предстоит учиться школьникам в ближайшие три года. Для начальной школы в проекте сегодня семь программ – «Перспектива», «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Гармония» и развивающая программа по системе Эльконина – Давыдова.

Подход отличается, суть остается

Педагогическая общественность недоумевает, что самые распространенные программы в начальной школе – развивающая система Занкова и «Школа 2100» – не вошли в проект этого перечня. Есть вероятность, что первоклассники в новом учебном году не будут заниматься по этим программам.

По мнению заместителя министра образования и науки Волгоградской области Ларисы Савиной, сегодня не важно, в какой школе и по какому учебнику учится ребенок. Методические подходы могут быть разные, по факту ему должны дать то, что определено федеральным государственным стандартом.

Что из себя представляют программы для начальной школы, в чем их особенности, «ВП» рассказала старший методист кафедры начального образования Волгоградской государственной академии постдипломного образования Светлана Казачкова.

Выровнять стартовые возможности

Школа России. Это комплект, по которому учились наши родители, он появился в 1960-70-е годы. Учебник традиционен и понятен для родителей. Программа учитывает возрастные особенности детей, и увеличение сложности происходит постепенно.

Начальная школа XXI века. В этой программе удлинен адаптационный период, чтобы все детки смогли выровнять свои стартовые возможности. Комплект учебников очень мягко вводит детей в учебную деятельность. Отличительная особенность в том, что в литературном чтении акцент сделали на классическую русскую литературу для детей. Все тексты нравственно-этической направленности. Русский язык построен так, что один урок – одна целевая установка – только развитие речи или только орфография. По филологии детки дают хорошие результаты на олимпиадах, на интеллектуальных состязаниях.

Учеба по переписке

Перспективная начальная школа. Комплект интересен тем, что в него вмонтированы все словари и справочники, с которыми должны работать дети начальной школы. Причем имеется даже обратный словарь, который нужен для того, чтобы корректировать логопедические нарушения. Еще одна отличительная черта комплекта – авторы предлагают детям вступить в переписку. Они вступают в научный клуб младших школьников, пишут письмо в редакцию, в ответ получают задания олимпиады или проектной деятельности. Поначалу, когда программу только внедряли в регионе, педагоги интересовались: это переписка понарошку? Оказалось, что все по-настоящему. Дети с удовольствием включаются в эту переписку. Они учатся писать письма, но еще больше им нравится их получать. В итоге повышается познавательный интерес у детей.

Планета знаний. В создании этой программы принимали участие не только ученые, но и учителя-практики. По ней в регионе работают шестой год, программа зарекомендовала себя хорошо. С 1-го класса предполагается организация проектной деятельности, в учебниках отмечены обязательные и дополнительные задания.

Перспектива. Комплект сохраняет традиционные подходы, которые были всегда в начальной школе, и вносит изменения в методику. Много заданий дифференцированного толка. Говорить о результатах этого комплекта пока рано, потому что в регионе он используется только третий год.

Мерка для знаний

Гармония. Программа объединяет традиционную и развивающую систему. Название обусловлено тем, что в этом комплекте все очень гармонично. Любая задача здесь решается по принципу поиска взаимосвязи между искомым и данным, что позволяет развивать логическое мышление. Если в математике мы привыкли изучать цифры по порядку, то здесь учат по образу написания. Сначала единица, четверка, семерка (прямая наклонная), потом полуовалы – 3, 6, 8. Авторы считают, что дети не должны заучивать правила, они должны находить зависимости и ассоциации, чтобы у них было понимание того, что они делают. Комплекты востребованы в регионе.

Развивающая программа по системе Эльконина – Давыдова. Эта программа наиболее приближена к требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Это единственный комплект, который ставит своей целью формирование теоритического мышления у детей. Например, дети весь первый класс не работают с числами, они работают с мерками. Это удивляет, настораживает порой не только родителей, но и педагогов. В регионе небольшая часть учителей работают по этому комплекту, порядка 1%. Но те, кто понимает идеи этой системы, очень довольны, дети показывают высокий результат.

Номинанты на вылет

Развивающая система Занкова. По этой программе педагоги региона сделали по 3-4 выпуска. Это мощное сообщество учителей, и они удивлены, что программа не попала в федеральный перечень, но пока надеются на чудо. Особенностью является то, что ребенку дают возможность добыть знания самостоятельно. Там дается разный уровень трудности заданий. Главный посыл – нужно научить ребенка смотреть на проблему с разных точек зрения.

Школа 2100. Этот комплект достаточно популярен среди педагогов, по нему занимаются примерно четверть учеников начальной школы. Большое значение уделяют информационной грамотности, продуктивному чтению. Обучение разноуровневое. Предусмотрена система занятий как для сильных, так и для слабых детей. Благодаря этому учитывается индивидуальное развитие каждого ребенка. Система не сравнивает детей между собой.