Рельсы против танков

«Сталинградка» рассказывает о военных ноу-хау и тех, кто их придумал

3 июля 1941 года под Киевом, в лагере Киевского танкотехнического училища, весьма представительная комиссия провела испытания противотанкового препятствия – «шестиконечной звездочки, изготовленной из рельсов утиля». Кто был автором этого изобретения и почему его имя затерялось в истории, выяснил военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ.

Как было тогда написано в документе, испытания прошли весьма успешно:

«Комиссия считает, что противотанковые препятствия – шестиконечные звездочки – являются эффективным противотанковым заграждением, этот вид заграждения можно широко применять в районе уров (укрепленных районов. – Прим. авт.), дефиле (узкий проход между возвышенностями или водными преградами. – прим. авт.) и особо важных направлениях».

Автором нового препятствия был начальник КТТУ, генерал-майор технических войск Михаил Гориккер. Некоторое время препятствие так и называли «звездочка Гориккера». Но позже за ним закрепилось другое название – «противотанковый еж», а имя автора потерялось.

Три куска рельса, сваренные между собой. Просто, как и все гениальное. «Еж» внешне напоминает противопехотное заграждение – «рогатка» – одно из самых древних полевых заграждений. Однако не станем торопиться.

Предложенное Гориккером заграждение не статичное, как, к примеру, надолб, а активное. «Еж» не закреплялся на поверхности, не закапывался. Наезжая на него, танк очень легко переворачивал скромную конструкцию.

Как три куска рельсов останавливали немецкие танки

Говорят, немецкие танкисты смеялись, увидев их перед своими боевыми машинами. Однако «еж» перекатывался под танком, гусеницы теряли сцепление с грунтом, и машина оказывалась приподнятой над землей.

И обездвиженной! Становилась легкой добычей для огня противотанковых средств. В этом-то и заключалась главная мысль изобретения. Свободной гранью «еж» впивался в днище танка, который при попытке съехать назад сам и разрывал его этой гранью.

Первое применение «ежей» было при обороне Киева, а затем они «разошлись» по всем фронтам. Эти «невзрывные инженерные заграждения» сыграли важную роль в обороне Москвы, Сталинграда, Ленинграда, Одессы, Севастополя и в других важнейших сражениях войны. Только на подступах к Москве было установлено 37 500 «ежей».

Три особых медали изобретателя

Изобретатель «ежа» Михаил Львович Гориккер (1895–1955) – участник Первой мировой войны, награжден двумя георгиевскими крестами. Вступил в Красную Армию. В Гражданскую войну – комиссар полевых госпиталей Юго-Западного фронта, потом комиссар командных курсов тяжелой артиллерии. После Гражданской войны – главный инспектор Политуправления РККА по военным учебным заведениям.

Окончил Военную академию механизации и моторизации РККА им. И. Сталина. С 1934 года – начальник Московского танко-технического училища. В 1938 году училище переведено в Киев c переименованием в Киевское танко-техническое училище им. С. К. Тимошенко. Гориккер одновременно назначен начальником гарнизона города Киева.

В 1940 году, при введении в Красной Армии генеральских званий, ему присвоено звание генерал-майора технических войск.

В июне-июле 1941 года руководил подготовкой Киева к обороне, а также занимался эвакуацией заводов, фабрик.

Затем откомандирован в Москву для организации специализированного Управления автомобильными войсками РККА.

В 1942-1943 годах – начальник автотранспортного Управления Главного управления автодорожной службы Красной Армии, одновременно начальник оперативной группы Ставки на Сталинградском фронте.

В 1943 году – генерал - инспектор Главного автомобильного управления Красной Армии. В 1944-1945 годах – начальник автомобильного управления Ленинградского фронта. В 1946-1950 годах – начальник Военного автомобильного училища в Рязани. С 1951 года – в отставке. За годы Великой Отечественной войны, кроме орденов, он в числе тех немногих, кто был награжден тремя медалями – «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда» и «За оборону Сталинграда».

Многие считали и считают, что у противотанковых «ежей» нет изобретателя, а их появление – результат солдатской смекалки. На самом деле – это прежде всего результат глубоких технических знаний изобретателя, досконального понимания правил эксплуатации бронетанковой техники, обоснованность расчетов.

Символ войны

Один из современных историков назвал противотанковые «ежи» «символом войны». Понятно, что войны Великой Оте­чественной. 6 декабря 1966 года на 23-м километре Ленинградского шоссе был торжественно открыт монумент «Ежи». Он установлен на том месте, где на подступах к Москве были остановлены фашистские войска. Сами «Ежи» стали визитной карточкой подмосковных Химок.

С родными противотанковыми «ежами» советские танкисты встретились в 1945 году в Германии. По некоторым сведениям, немцы вывезли из Советского Союза где-то 20 000 «ежей». Понятно, народ они хозяйственный. И в трудную минуту сразу забыли про «арийскую гордость», поэтому и применяли их не только на Востоке, но и на Западе.

Соглашусь с теми, кто считает, что имя Михаила Гориккера несправедливо не только забыто, но и незаслуженно нигде и никем не отмечено. Даже на монументе «Ежи» около столицы вы не найдете имя изобретателя. К большому сожалению.

Поделиться в соцсетях