Ретро на четырех колесах

До сих пор на городских улицах можно встретить старые советские автомобили. Несмотря на 50-70 летний возраст выглядят они ухожено и не спешат уходить на пенсию. Но почему «старичкам» удалось так хорошо сохраниться, тогда как большинство современных автомобилей отправляются на свалку после 10-15 лет эксплуатации?

Чем роднее, тем дороже

Ответ на этот вопрос не заставил себя долго ждать. В одной из автомастерских Волгограда корреспондент «ВП» неожиданно обнаружил сразу два ретро-автомобиля — «Волга -ГАЗ-М-21» и «Москвич - 400». Процесс их ремонта и восстановления был в самом разгаре, а занимается этим непростым и интересным делом автомобильный мастер Амаяк Хачатрян. А загорелся он этим увлечением еще в 80-е годы.

– Двадцать первым «Волгам» уже тогда было по 20, а то и по 30 лет. Но они бодро бегали по дорогам, а их владельцы почему-то не торопились менять своих любимцев на более современные автомобили. – Вспоминает Амаяк Хачатрян.

Вот тогда-то он и загорелся идеей: а почему бы не разобраться в секретах «вечной молодости» старых советских машин и не опробовать себя в роли авторесатавратора? Сказано-сделано. Первой восстановленной машиной оказалась 21-я «Волга». Благо в то время их немало еще колесило по дорогам СССР, а в Армении, где в то время жил Амаяк, эта модель пользовалась особой популярностью. По его словам, долговечность старых автомобилей объясняется концепцией производства и потребительской психологией тех лет. В 40-60-е годы прошлого столетия: автомобиль был редким и дорогим удовольствием. Поэтому автолюбители старались как можно дольше сохранить его жизнеспособность. И автозаводы шли навстречу устремлениям своих потребителей.

– Вот эта «Волга» выпущена в 1962 году, – показывает Хачатрян, – но днище у нее по-прежнему аккуратное, на нем нет ни одной дырки и оно даже не побито ржавчиной.

Просто в те времена производители очень трепетно относились к производству автомобильного кузова. Все сварные швы и металлические поверхности покрывались оловянным припоем, и даже кузовной металл был какого-то необыкновенного по нынешним временам качества.

– Когда на современной машине идет коррозия, лечить ее практически невозможно. А на старых автомобилях ржавчина появляется лишь местами и не спешит расползаться по всей поверхности. Зачистил, зашпаклевал, загрунтовал, закрасил и забыл про коррозию на долгие годы, – рассказывает реставратор. Но, как и в старые времена, всем этим операциям обязательно должно предшествовать лужение кузова.

Но самой интересной достопримечательностью в этой необычной мастерской оказался«Москвич – 400» 1951 года выпуска. Для нынешних автомобилистов многое в нем может показаться несовершенным и даже примитивным. Взять, к примеру, стеклоочистители. Привести их в движение можно только вручную от специального рычажка, который расположен над лобовым стеклом. А омыватель имеет ножной привод и срабатывает от нажатия на специальную педаль. Но с точки зрения любителей автомотостарины именно эти незамысловатые мелочи имеют особую ценность и напрямую влияют на стоимость ретро-автомобиля. В этом «Москвиче», например, чудесным образом сохранился и до сих пор работает ламповый радиоприемник, и даже колесные диски закреплены болтами родом из далекого 51 года.

Но найти родные запчасти на такую машину в наше время дело почти что неразрешимое. Только за оригинальную решетку радиатора питерские продавцы запросили 30 тыс. рублей. Гораздо проще обратится в специальные ретро-мастерские, где на заказ для снятого с производства автомобиля могут изготовить практически любую деталь. Вот только ценность автомобиля при этом значительно снижается. Исключение составляют лишь аккумуляторы и резина. Этим деталям всегда приходится искать современную замену.

Заряд эмоций

Но кто же готов платить немалые деньги за реставрацию и восстановление старинных автомобилей? С этим вопросом мы обратились к председателю клуба ретро-автомобилей «Моторы Сталинграда» Павлу Аржанову.

По его словам, к категории «ретро» можно отнести автотехнику, которая старше 45 лет. Чаще всего ее владельцами становятся люди, с какой-то особенной психологией. Они любят историю и стремятся сделать свой вклад в восстановление старой техники. Но часто бывает и так: когда-то старинная машина была у отца или деда и вот теперь наследники хотят восстановить драгоценную семейную реликвию. И конечно же для таких людей очень важно общение.

– В нашем клубе есть как состоятельные люди с очень дорогими ретро-автомобилями, так и те, кто победнее. Но всех объединяет общая идея, общее захватывающее увлечение, – отмечает Павел Аржанов.

Владелец знакомого нам «Москвича» военнослужащий Александр Еланский признавался, что мысль обзавестись старимым автомобилем осенила 10 лет назад. А один раз он чуть было не обменял свою корейскую иномарку на «Мерседес» двоенного выпуска. Но от сделки пришлось отказаться: очень уж много у «немца» было разного рода переделок – и салон от «Жигулей», и двигатель от «Волги»… Но на ловца, как говорится, и зверь бежит.

– Мы ехали с братом по частному сектору Волгограда, и вдруг вижу огромный сугроб. И тут неожиданно промелькнула мысль, что надо остановится: «там под снегом находится машина которую я так долго искал». Как оказалось, в сугробе стоял «Москвич-400», а его хозяин тут же согласился уступить его за приемлемую цену, – рассказывает Александр об истерии приобретения своего ретро-автомобиля.

Он рассчитывает, что уже в самое ближайшее время будут закончены все кузовные работы, а все остальное – салон, двигатель и ходовую доделает сам: «Хочется в это дело вложить душу, а не просто «сел и поехал»».

А вообще, как считают любители автомотостарины, ретро-автомобили несут мощный заряд положительных эмоций. И в этом, наверное, заключено их главное достоинство.

– Они создают праздничный колорит на городских улицах. Когда по городу едет колонна, ее приветствуют прохожие, а дети удивляются и смеются. Массовый пробег ретро-автомобилей для нашего Волгограда, где культурных мероприятий проводится не так уж и много — это всегда большое событие, – утверждает Павел Аржанов.

Такая вот техника…

Однако вернемся в мастерскую Амаяка Хачатряна, где продолжается реставрация четырехсотого «Москвича»

— Мотор и ходовая часть у него в хорошем состоянии. Так что менять ничего не потребуется. Разве что карбюратор подрегулировать, поменять кожу на сиденьях и салон привести в порядок. Вот такая она старая техника, — утверждает автомобильный мастер.

Он уже подготовил автомобиль к покраске, а это значит, что очень скоро одной достопримечательностью на улицах Волгограда станет больше.