Риск – дело житейское?

Каждый день тысячи волгоградцев пользуются услугами маршрутных такси. Этот вид общественного транспорта прочно вписался в нашу жизнь. Сегодня горожане избалованы огромным количеством маршрутов, по многим из которых муниципальные трамваи, троллейбусы и автобусы никогда не ходили.

И все бы хорошо, если бы не одно «но». Ежегодно в ДТП гибнут и калечатся пассажиры маршруток. И ужесточение методов борьбы с нарушителями – посредством резкого чувствительного для их кошельков повышения штрафов – большого эффекта не приносит. Как в этом году вели себя маршрутки на улицах областного центра? Что можно и нужно сделать уже сегодня для того, чтобы количество смертей и травм пассажиров свести к нулю, мы выясняли в ГИБДД УМВД РФ по г. Волгограду.

На войне как на войне

По данным ГИБДД по г. Волгограду, за 10 месяцев этого года зарегистрировано 69 ДТП с участием маршрутных такси. Виновными водители маршрутных такси были признаны только в 37 случаях из 69. В данных дорожно-транспортных происшествиях пять человек погибли, 98 получили травмы различной степени тяжести. Количество погибших и травмированных пассажиров маршруток по сравнению с прошлогодними показателями снизилось, но не существенно. К тому же в скором будущем с первым ледком, как обычно, наступит традиционный «День жестянщика», и не исключено, что благополучная статистика будет подкорректирована.

– ДТП с участием маршруток стало меньше, но рано радоваться, эти показатели должны стремиться к нулю, – считает начальник отделения технического надзора отдела ГИБДД по Волгограду Марат Шарипов. – Конечно же никто не призывает ликвидировать по городу маршрутки. Следует честно признать: муниципальный транспорт не справится сегодня без «Газелей». Следовательно, необходимо жестко контролировать работу маршрутных такси. Хочу подчеркнуть, что нами проводится системная работа, включающая в себя различные мероприятия: рейды, акции, плановые и внеплановые проверки, в ходе которых контролируем, как чувствует себя водитель, севший за руль маршрутки, в каком техническом состоянии пассажирский автобус, не нарушает ли водитель ПДД и т. д., и т. п.

По словам Марата Рушановича, идеальным было бы так организовать движение маршрутных такси по Волгограду, чтоб они следовали друг за другом с четко выдержанным интервалом, как например, трамваи. Но реальность далека от идеала. Маршрутки, подрезая машины, мчатся к бордюрам за клиентами, устраивают гонки на автотрассах.

– Стараюсь держаться подальше от маршруток, – говорит Сергей Ковалевский, профессиональный водитель с 20-ти летним стажем. – Ни опыт, ни навыки не помогут увернуться от лихих парней. Где их набирают на работу? Как доверяют людские жизни, не понимаю. Они же ведут себя хуже «чайников», те хоть боятся, осторожничают, а этим все по барабану. Я тоже водил пассажирский автобус, так это право нужно было заслужить, наши кадры готовили как элиту и спрашивали строго, а маршрутчики на дороге ведут себя сегодня, как полные беспредельщики.

Сотрудники ГИБДД также уверены, что основная причина ДТП на дорогах с участием маршрутных такси – человеческий фактор.

– При разборе каждого ДТП, как правило, выясняется, что водитель превысил скорость, совершил опасный маневр, не рассчитал дистанцию и т. п. Нередки случаи, когда за рулем оказываются неопытные водители с небольшим стажем вождения, которые теряются при возникновении форс-мажорных ситуаций на дороге, – говорит Марат Шарипов. – Не менее опасны за рулем общественного автотранспорта и водители в преклонном возрасте, которым трудно бывает вовремя среагировать и уйти от столкновения. Я считаю, что правильным было бы ввести возрастной ценз для водителей маршрутных такси – допустим, от 37 до 45 лет. В этом возрасте водители и опыт за плечами имеют достаточный и адекватно реагируют в опасных ситуациях на дорогах. Кроме того, требования при приеме на работу к водителям маршрутных такси должны быть такими же строгими, как и к водителям муниципального пассажирского транспорта.

А нам все равно

Конечно, неправильно подводить всех маршрутчиков под один стереотип, хотя, если честно, за последние годы сложился некий сборный образ: недружелюбный к пассажирам дядька, который любит шансон до боли в ушах, курит в салоне, громко переругивается с клиентами, кто «тормозит» с передачей денег за проезд.

Но это хамство еще можно стерпеть без риска для жизни, хотя и очень неприятно, когда чувствуешь себя заложником ситуации. Страшнее, когда подавляющее большинство водителей в поисках дополнительного рубля (естественного желания для каждого человека, но есть границы и техника безопасности!) набивают свои маршрутки под завязку и выезжают на мокрую скользкую дорогу. Именно они ставят в микроавтобусах лишние сидения и зажимают пассажиров, да и кресла эти вваривают в пол, и они при аварии ломают спины людям.

И самое главное, этих водителей серьезно штрафуют, сажают в тюрьмы только тогда, когда гибнут и травмируются люди. А во всех остальных случаях они надеются, что авось пронесет и инспектор их не заметит. Трещащие по швам маршрутки каждый день спокойно разъезжают во всех направлениях Волгограда.

– Пассажиры должны четко уяснить: входя в маршрутку, где нет свободных мест, прежде всего они сами подвергают свою жизнь опасности, – говорит Шарипов. – По сути, получается, что инспектор ДПС, остановив перегруженную машину, заботится прежде всего о безопасности пассажиров. Но стоит остановить такую машину, как тут же возникает стихийный митинг в защиту нарушителя, в адрес инспектора пассажиры шлют проклятия и обвиняют в том, что по его вине они опоздали на работу, промокли, замерзли… Получается, что сами пассажиры провоцируют водителей на нарушение правил. И до тех пор, пока пассажиры будут мириться с хамством, набиваться до отказа в маршрутки, мы не избавимся от травматизма и смертности на дорогах.

– В каждом салоне маршрутного такси есть номер телефона, куда можно пожаловаться на грубость и хамство водителя. Звоните, пользуйтесь своим правом. Если видите, что водитель нарушает правила дорожного движения, звоните в ГИБДД или просто в дежурную часть по «02», – настоятельно советует Марат Шарипов.

И еще один совет от сотрудников ГИБДД, на сей раз пешеходам, которые игнорируют ПДД и нередко ведут себя на проезжей части, как «священные коровы». Будьте бдительны, не перебегайте проезжую часть в неположенном месте. Если переходите дорогу с малышом – крепко держите его за руку или несите на руках. Этим избитым, надоевшим до оскомины советам десятки лет, но сколько трагических историй можно было избежать, если бы мы эти правила аккуратно выполняли.

Особое мнение

Юрий Белоусов, председатель НП «Ассоциация пассажирских автотранспортников Волгограда»:

– Версия о том, что все маршрутки катастрофически опасны для их пассажиров, – миф. По официальной статистике, чуть более 1% от общего числа учетных ДТП (с пострадавшими и погибшими) – с участием маршруток. Количество нарушений ПДД водителями автобусов (и «Газелей» в том числе) гораздо ниже на единицу транспортных средств, чем водителей-частников и даже профессионалов на грузовиках. Но при этом общество очень болезненно реагирует на каждый случай ДТП с участием маршрутки. Люди калечатся и даже, к несчастью, гибнут на всех видах транспорта. Это наша плата за технический прогресс. И, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя подводить всех водителей маршрутных такси под один негативный стереотип. Как и в каждой профессии, есть водители экстра-класса, которых большинство, есть и с меньшим опытом вождения, при этом никто из них не застрахован от форс-мажора на дороге. Они честно зарабатывают свой тяжелый хлеб. И если хотя бы половина взрослого населения России пахала так, как наши маршрутчики, экономика страны совершила бы небывалый скачок.

Армен Оганесян, председатель межрегиональной общественной организации «Движение автомобилистов»:

– Как бы Юрий Николаевич Белоусов ни "рвал на себе рубаху», доказывая, что водители маршрутных такси ведут себя сплошь и рядом исключительно прилично, мы-то видим, как они бесшабашно лихачат, подрезают других участников движения в погоне за рублем, откровенно хамят своим пассажирам. С этой категорией перевозчиков нужно вести большую воспитательную работу. Много можно перечислить объективных факторов, которые провоцируют аварийные ситуации (отвратительное качество дорожного покрытия, сезонные «прелести» – в виде льда, снега и дождя и т. д., и т. п.). Но, уверен, смерти и травмы пассажиров отечественных маршруток во многом начинаются в головах наших водителей, когда они, абсолютно забыв о пассажирах, наперегонки друг с другом несутся, чтобы заполучить побольше клиентов, набивают свои «Газели» под завязку… и вперед – навстречу судьбе, по ямам и колдобинам, да еще и с ветерком.

Самые резонансные ДТП с участием маршрутных такси в 2012 году

11 января, 10 часов утра, маршрутное такси № 119А, на момент ДТП в салоне находилось 9 пассажиров. Двигаясь по пр. Жукова со стороны ул. Землячки в сторону ул. Хорошева по крайней левой полосе, на скользком участке дороги водитель маршрутки не справился с управлением и совершил выезд на полосу встречного движения, где маршрутка столкнулась с автомобилем ГАЗ-2834. В результате ДТП 4 пассажира Газели были доставлены в больницу с травмами различной степени тяжести.

21 апреля, 12 часов вечера, Ворошиловский район. Маршрутное такси следовало по ул. Череповецкой из Центрального района в сторону Советского района. На пересечении с ул. Автотранспортной самопроизвольно открылась задняя дверь маршрутки. 38-летняя пассажирка выпала из автомобиля. С сотрясением головного мозга она была доставлена в больницу.

26 августа, 7 часов утра, маршрутное такси № 40. Следуя по ул. 64-й Армии, при перестроении из крайнего левого ряда в средний маршрутка столкнулась с ГАЗ-52, после чего наехала на бордюрный камень разделительной полосы и опрокинулась. В результате ДТП 43-летняя пассажирка маршрутки скончалась на месте.

21 октября, 11 часов дня, маршрутное такси № 10. Водитель высадил 75-летнюю пассажирку на остановке «Кардиоцентр», практически сразу же начал разворачивать авто на площадке перед медучреждением и сбил пассажирку. С переломами шейки бедра ее доставили в больницу.