"Родине-матери" восстанавливают вертикальную ось

В этом году начались масштабные реставрационные работы на всей площади памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. Первый их этап будет закончен 30 апреля. Но на этом восстановительные работы не закончатся. Особое внимание при этом уделяется скульптурному ансамблю, и в частности символу Волгограда – монументу «Родина-мать зовет».

Высота «Родины-матери» – 52 метра. Все тело скульптуры пронизано металлической арматурой. Внутри есть 99 канатов, регулирующих амплитуду качания при сильном ветре. Подняться наверх можно по лестнице внутри монумента. Голова венчается люком, из него по веревочной лестнице можно попасть на шлейф и свободную от меча руку. В кисти рук впаяны железные скобы, через них проходит страховочный трос. К нему во время реставрационных работ альпинисты крепят страховку. Мне довелось постоять на кончике шлейфа и ладони монумента. Учитывая альпинистскую практику, тогда это не казалось чем?то особенным, но сила и мощь воплощенной идеи скульптора, безусловно, впечатляли.

Со времени открытия памятника-ансамбля в 1967 году статуя подвергалась профилактическому осмотру и ремонту три раза, последний был в 2004 году. Реставрационные работы выполнялись группой альпинистов-высотников, которые вначале проводили топографическую съемку поверхностей микротрещин, только затем наносили специальный слой, не позволяющий влаге проникнуть в микропоры бетона. Полностью гидрофобным слоем монумент был покрыт только в 1986 году. После этого покрытие наносилось только на самые проблемные места.

Несколько лет подряд работами руководил Сергей Ширяев, доцент Волгоградского технического университета. – Мы наносили эти гидрофобные составы на контрольные площадки и следили, как они выполняли свои функции, – рассказывает он. – Главная задача была предотвратить попадание влаги в толщу бетона, ведь внутри монумента есть арматура.

При проектировании скульптуры была предусмотрена специальная сейсмостанция, ее установили на голове монумента. Датчики фиксировали отклонение от вертикальной оси. Сотрудники памятника-ансамбля ежемесячно снимали показания. Но несмотря на то, что в силу естественной просадки грунта отклонения были много лет, никаких корректировок не проводилось. Самое большое опасение у специалистов вызывало смещение монумента от вертикальной оси за счет подвижки основания скульптуры. Почва под фундаментом состоит в основном из глины, которая при накоплении влаги вызывает подвижку. В 2008?м проведенные исследования догадку подтвердили: крен скульптуры от первоначальной оси составил 213 милимметров.

Большой опасности момент смещения, тем не менее, не представляет. – Там предусмотрена балансировка, – поясняет бывший замдиректора памятника-ансамбля по реставрационным работам Валентина Клюшина. – Специальное устройство, которое не дает оси сместиться, установлено внутри скульптуры, так что упасть она не может.

Впервые за много лет в этом году начались работы по восстановлению оси. Они сопряжены со сложными расчетами и исследованиями. Но сейчас руководство музея-заповедника «Сталинградская битва» больше заботит поверхностный слой. Самая большая опасность – проникновение влаги через поры бетона до основания арматуры, которая является основой монумента.

– Как ни печально, но придется признать, что эта участь может постигнуть не только скульптуру «Родины-матери», – говорит директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Васин. – Аллея памятников, которая проходит вдоль Озера слез, тоже нуждается в реставрации. Сейчас, к сожалению, утеряны результаты исследований предыдущих лет после ликвидации и перепрофилирования НИИ, занимающихся гидрофобными покрытиями. Нужны новые технологии, но, думаю, при современных возможностях науки можно надежно уберечь памятники от разрушения.

Главная проблема – финансирование. Даже для того, чтобы предоставить обоснованную смету, нужно провести ряд исследований поверхности монумента. А для этого придется привлекать ученых мирового уровня, ведь монумент «Родина-мать» один из самых крупных на планете, и сохранить его – задача государственного масштаба. n

кстати

Любопытный факт. В постперестроечное время американский режиссер Ли Сейлор мечтал отснять на монументе момент погони за Джеймсом Бондом. Приехав с эскизами в Волгоград из Сиэтла, он влюбился в наш город, и хоть боевик так и не был снят, побывать на самой скульптуре Сейлору все же удалось. Съемочная группа Би-Би-Си стала единственной, кто запечатлел спуск альпинистов с головы до самой земли на западной части монумента...

DNG