Рынок или магазин? Побеждает сильнейший

Каждый из нас выбирает сам, где делать покупки – отнести ли свои кровно заработанные на рынок, или потратить их в магазине. Только вот в последние годы даже любители «натуральной» торговли проложили тропы к супермаркетам в обход некогда любимых базаров. Так где же все-таки стоит тратить деньги, и почему нас так легко поймать в торговые сети? В чем сильные и слабые стороны рынков и магазинов, и возможно ли их гармоничное соседство?

Естественный отбор

Торговые точки любого калибра множатся в Волгограде, как грибы после дождя. Жители мегаполиса устали им удивляться и только головой качают – лучше бы детские сады строили. Но не будем забывать, что предложение рождает именно спрос, и раз магазины открываются, значит, мы с вами это поощряем. Более того, если верить специалистам, то своего потолка в этом отношении наш город достигнет еще не скоро.

– Вообще количество магазинов в городе зависит от благосостояния его жителей, – констатирует руководитель направления маркетинга, рекламы и PR филиала «Южный» XS Retial Group N.V. (гипермаркеты Карусель). – В городе можно построить еще много торговых площадей – нам есть, куда расти. Здесь надо отдать должное – в Волгограде еще не такая жесткая конкуренция, как в других городах. Но важно понимать, что от большого числа магазинов покупатель только выигрывает. Ведь чем больше торговых точек, тем сильнее конкуренция, ниже цены и выше качество товаров и обслуживания.

Обилие магазинов в городе объясняется еще и его географическими особенностями – вытянутый вдоль Волги мегаполис предполагает наличие большего числа супер- и гипермаркетов. Ведь волгоградцам зачастую неудобно ездить в другие районы за покупками – магазин выбирается согласно месту расположения.

– Я выбрала свою торговую сеть и предпочитаю пользоваться только ее услугами, – говорит Светлана Титова, депутат Волгоградской городской думы. – Цены там не отличаются от рыночных, а условия даже сравнивать не буду. В кондиционируемом помещении совершать покупки намного приятнее, чем в пыли на солнцепеке.

То, что наша торговля обрела цивилизованный облик, и супермаркеты вытесняют пережитки старых времен – безобразные рынки и ветхие ларьки, нравится многим. Но, может, все же не стоит рубить с плеча по старой русской традиции? Ведь и рынок, и маленький ларек имеют право на существование.

– Чтобы взять сигарет, я не хочу стоять в очереди большого магазина, а лучше куплю их в киоске, которые, кстати, старательно выживают из центра, – говорит Виталий Сахаров, председатель Совета Волгоградского регионального отделения «Опоры России». – Я никогда не покупаю мясо в магазине, а предпочитаю брать его на рынке у проверенного человека, точно зная, что оно местное, свежее и хорошее. Многие приходят на рынок поговорить и поторговаться – это часть нашего менталитета. Это свой социум. И в то же время в супермаркеты удобно приезжать на выходных, набрать полную тележку, на кассе понять, что в ней половина ненужного, но все равно остаться довольным. Потому должна выстраиваться гармония.

Правила игры разнятся

Качество продуктов, как в магазинах, так и на рынках – тема для отдельной статьи, ведь спорить и рассуждать здесь можно до бесконечности. В наш век прогресса у многих покупателей успела развиться настоящая фобия нарваться на продукт, напичканный добавками и консервантами. Все мы хотим кушать экологически чистые продукты, но дачи есть не у всех. Отсюда и предвзятое отношение к импортным товарам: «Уж лучше я овощи у бабки-дачницы куплю, чем в магазине»

– Мы все говорим, что на рынке продукция экологически чистая, – отмечает помощник генерального директора по связям с общественностью сети магазинов «Радеж» Вячеслав Кузьменко. – Но экспертиза показывает, что это не всегда так. Товар в сетевом магазине зачастую оказывается намного чище, чем на рынке. Ведь там сегодня торгуют не только дачники, но и перекупщики. И качество их продукции, как правило, на порядок ниже той, что лежит на прилавках больших магазинов.

Предприниматели с этой точкой зрения не согласны.

– У нас проверяют каждое яблоко, – возражает Наталья Шалина, которая торгует на рынке города Волжский. – Независимо от того, частный рынок или муниципальный, везде есть лаборатории, и каждое утро мы не можем выйти на работу, пока не получим допуск.

Зачастую сетевые магазины и частные предприниматели торгуют продукцией одного и того же производителя. Только вот условия, в которые поставлены магазины и рынки, равными не назовешь. Пример тому – все тот же Волжский. Из-за африканской чумы здесь объявлен карантин, и город вошел в угрожаемую зону, были введены ограничения на продажу продуктов животноводства

– Ветеринарная служба при этом ссылается на инструкцию Совета министров за ноябрь 1980 года! – уточняет депутат Волжской городской думы Юрий Щевелев. – Там говорится, что в это время запрещена продажа животных всех видов, включая птицу, а также торговля на рынках мясом и другими продуктами животноводства. Снабжение населения осуществляется через государственные торговые сети, под контролем органов ветеринарного надзора. Понятно, что за 32 года этот закон устарел. Теперь на рынках есть павильоны, где установлено то же оборудование, что и в сетевых магазинах, обязательно работает ветлаборатория. Трактуя этот закон, контролеры принимают в расчет слово «рынки» и запрещают на них торговать. Но опускают термин «государственные», имея в виду торговые сети. Понятно, что сейчас у нас нет таковых. Получается, закон изначально читается неправильно, отчего рынки и магазины поставлены в неравные условия.

Сито для производителя

Если вотчина дачников – только рынки, то более крупные местные производители могут замахнуться и на сетевые магазины. Понятно, что вслепую поддерживать наше, волгоградкое, сетевики никогда не согласятся, поэтому и здесь имеет место жестокая конкуренция – на прилавках оказывается только тот товар, который стабильно востребован покупателями. Иначе говоря, производители, которые попадают в сеть, попадают в высшую лигу.

Остальным приходится довольствоваться малым. Ведь, по сути, дела торговые сети фильтруют товары, которые поступают к потребителю. Если продукт неконкурентоспособен – до покупателя не доберется. Получается, торговля не дает развиваться реальному производству?

– Нам не нужно взращивать нежизнеспособный продукт, – считает Юрий Щевелев. – Если предприниматель не может выжить в условиях рынка, это значит, что жители региона своим кровным рублем проголосовали против него.

– Слабость предпринимателей в том, что они, как лебедь, рак и щука, все возмущены одним, но тянут в разные стороны, а сетевые магазины действуют сообща, – дополняет Виталий Сахаров.

Понятно, что уличные торговцы не в состоянии конкурировать по уровню комфорта с магазинами, где есть кондиционер, удобные прилавки круглосуточный график работы. Как власти должны регулировать: позволить торговцам стоять на своем месте, или создавать условия, чтобы они могли конкурировать с сетями? Ответ один – во всем должно присутствовать экономическое обоснование, разумные и гармоничные рыночные отношения.

– Жаль, что у нас нет четкой политики, которая бы регулировала развитие малого бизнеса в условиях стремительно роста более крупных форм, – добавляет Виталий Сахаров. – Пока мы не решим этот вопрос, о дальнейшем развитии не может быть и речи. Право на жизнь должны иметь все виды торговли, и у человека должен оставаться выбор.