Самая крутая «фабрика маршрутов»

Вообще-то, станция имени Максима Горького начала действовать в 1862 году вместе с открытием Волго-Донской железной дороги, одной из первых в масштабах России. Но когда именно это произошло, сейчас точно не известно: по одним сведениям – в мае, по другим – в июле. Поэтому работники станции, не мудрствуя лукаво, решили встретить ее юбилей в один день с праздником всех железнодорожников страны, отмечаемым в первое воскресенье августа.

На сто метров выше Волги

Волго-Донская железная дорога, ставшая в свое время первой на территории нынешней нашей области и третьей по счету в России, пролегала от царицынской станции Волжская до станции Донская в Калаче-на-Дону.

На самой высокой точке этого маршрута, на уровне почти в сто метров выше Волги, и была создана станция имени Максима Горького, носившая тогда название Крутая.

Крутизной подъема от Царицына до этой станции и объяснялось то, что она была так названа. По этой же причине маломощные паровозы того времени могли доставить к ней из Царицына не больше десяти вагонов, и уже на станции Крутая формировали из них сорокавагонные составы, следовавшие далее к Дону.

На исходе девятнадцатого века станция получила новое название – Воропоново, и только в 1954 году обрела свое нынешнее имя в честь выдающегося писателя Максима Горького, работавшего на ней весовщиком более ста лет назад.

Как классик грузы проверял

«На Крутую, – писал Алексей Максимович в своем биографическом очерке «Из прошлого», – я был переведен зимой 1889 года со станции Борисоглебск. Меня назначили весовщиком, но вешать там было нечего, и обязанность моя заключалась в поверке грузов, которые шли на Поворино Грязе-Царицынской дороги и на Калач Волго-Донской ветки.

Главным делом моим была проверка бочек рыбы, которая шла с Волжской через Крутую на Поворино. Пока паровоз маневрировал, я бегал с платформы на платформу с накладными в руках, а ночью – еще с фонарем у пояса. Работа требовала некоторого знания акробатического искусства, потому что машинист дергал состав весьма бесцеремонно, а бочки – скользкие или обмерзли, прыгать с одной на другую было неудобно, особенно же неудобно зимними ночами, в метель».

В начале нынешнего, XXI века, на станции имени Максима Горького была проведена масштабная реконструкция. На сегодня это – внеклассная сортировочная станция, выполняющая очень большой объем работ, входящая в число крупнейших сортировочных станций на сети железных дорог страны. В сутки сортировочная горка станции распускает около 4800 вагонов, а отправляется их со станции за то же время свыше шести тысяч. (Разница между этим цифрами определяется тем, что часть составов проходит через станцию транзитом, без их роспуска и переработки).

Но для нашего времени мало и этого. Станция продолжит совершенствоваться, ведется работа над новым проектом ее реконструкции.

– Им предусматривается, в частности, строительство малой сортировочной горки, второй рабочей системы для роспуска вагонов, – рассказала нам председатель профкома станции имени Максима Горького Валентина Терехова. – Возможно, что оно начнется уже в будущем, 2013 году.

Юбилей встречают с оптимизмом

– Станцию нашу, – продолжает Терехова, – не случайно называют «фабрикой маршрутов»: у нас здесь очень большое путевое развитие, направлений отсюда идет очень много.

В близлежащем поселке, носящем, как и железнодорожная станция, имя Максима Горького, добрая половина многоквартирных домов, пяти- и девятиэтажек, была в свое время построена для местных железнодорожников. В них проживают бывшие и нынешние работники станции и железнодорожного узла – путейцы, локомотивщики, связисты…

– Валентина Яковлевна, а сегодня сколько человек работают на станции?

– Четыреста двадцать два человека. Согласно коллективному договору, всем работникам станции в оговоренных случаях оказывается материальная помощь. Не забыты и наши пенсионеры – у нас на железной дороге, к примеру, действует благотворительный фонд «Почет».

Все отработавшие на станции более пятнадцати лет автоматически включаются в список ее ветеранов. Таких у нас – двести восемь человек. Всем им ко Дню железнодорожника и к 150-летию предприятия мы закупили от профсоюза и от руководства станции небольшие подарки, концерт заказали для них. Все вместе мы – как пенсионеры, так и сотрудники, свободные в данный момент от работы, с семьями выезжаем отдохнуть на Дон. Так как желающих поехать очень много, организуем это в четыре дня, в четыре смены.

Действуют при нашей станции и современно оснащенные поликлиника, реабилитационный центр. Персоналу станции выдаются клубные карты на оздоровление с регулярным посещением бассейна. Дирекция Приволжской железной дороги заключает в этих целях договор с каким-либо спортивным клубом или же с бассейном, и мы направляем туда своих работников.

Так что, работники станции имени Максима Горького встречают ее юбилей с оптимизмом и с хорошим настроением!

Кстати

Каждый год в первое воскресенье августа страна отмечает День железнодорожника – праздник, уходящий своими корнями во времена царской России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I – именно при нем было начато строительство железнодорожных путей в России. Поэтому вплоть до Октябрьской революции 1917 года День железнодорожников отмечался 25 июня. После нее все «царские» праздники были отменены, однако уже с 1936 года советское правительство постановило отмечать этот профессиональный праздник 30 июля. Несколько позже дату изменили, и с тех пор железнодорожники нашей страны отмечают свой день в первое воскресенье августа. Эта же дата отмечается сейчас в Киргизии и в Белоруссии.

Врезка1

«На Крутую, – писал Алексей Максимович в своем биографическом очерке «Из прошлого», – я был переведен зимой 1889 года со станции Борисоглебск»

Врезка 2

На сегодня станция имения Максима Горького – внеклассная сортировочная станция, входящая в число крупнейших на сети железных дорог страны