«Самоделка», ставшая легендой

Много лет в нашей стране тачанка – «конная рессорная извозчичьего типа повозка со станковым пулеметом, направленным назад» – была и остается одним из символов Гражданской войны. Можно еще добавить – «легкий экипаж, без кузова и на рессорах».

Сегодня историки спорят о времени и месте изобретения, происхождении самого слова «тачанка». До начала Первой мировой в России для перевозки на поле боя были созданы двуколки – пулеметная и патронная. Во время Первой мировой пулемет «Максим» и расчет перевозились на неподрессоренной повозке артиллерийского типа. Это снижало скорость передвижения, так что идея установить станковый пулемет на подрессоренную повозку, что называется, витала в воздухе.

Сегодня тачанку отнесли бы к «самодельным образцам вооружения». Не случайно же многочисленные вооруженные пикапы или текникал – эти импровизированные боевые машины в вооруженных конфликтах называют «современными тачанками». Взяли гражданский пикап, установили на него крупнокалиберный пулемет – получилась боевая машина.

«Экипаж» включал пулеметный расчет (наводчик-пулеметчик и его помощник) и ездового, который был одновременно и запасным номером пулеметного расчета. Обычно в тачанку впрягались две (парная упряжка), три или четыре лошади – усиленная или «тачаночная» упряжка.

Тачанку изображал на своих картинах художник-баталист Митрофан Греков, о ней писали песни, не говоря уже о посвященных ей марках и открытках. Тачанка – единственный образец вооружения, которому в свое время создали два памятника: в Каховке и на южном въезде в Ростов-на-Дону.

Если тачанка времен Гражданской войны – это переделка гражданского экипажа под военные нужды, то в 1928 году на вооружение РККА была принята «боевая пулеметная повозка для кавалерийских частей», или «конно-пулеметная тачанка образца 1926 года».

С тачанками – «классической » и образца 1926 года – кавалерия Красной Армии прошла всю Великую Отечественную войну. Тачанки участвовали в знаменитых парадах на Красной площади в Москве – 7 ноября 1941 года и 24 июня 1945 года. Хотя в то время пулеметы «Максим» стали устанавливаться и на военные полноприводные автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67, которые по традиции тоже неофициально называли «автомобильными тачанками».

Окончательно тачанки были сняты с вооружения в середине 50-х годов, когда шло расформирование кавалерии как рода войск. Тогда тачанки передавали в сельское хозяйство, поэтому они и сохранились в достаточно большом количестве. Последний раз наши граждане видели тачанки на параде без малого 50 лет тому назад – 7 ноября 1967 года, во время празднования 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

DNG