Сегодня ты играешь джаз, А ЗАВТРА РОДИНУ ПРОДАШЬ!

Зачем современным школьникам изучать предателей на уроках истории?

Как отличить героев от предателей? Депутат петербургского заксобрания Виталий Милонов предлагает научный подход – ввести сведения о предателях национальных интересов России в курс школьной программы. С новой законодательной инициативой он уже обратился к Минобрнауки. Наш спецкор Ольга ПОПЛАВСКАЯ попросила волгоградских экспертов высказаться на актуальную тему.

«Выработать четкую позицию»

По мнению Милонова, новый раздел в учебниках должен охватывать новейшую историю нашей страны, дети должны получить «четкую позицию по вопросу крушения СССР и роли в нем отдельных личностей».

Кроме того, он предлагает включить в раздел предателей гетмана Мазепу, генерала Андрея Власова, нашу современницу Марию Гайдар и противников воссоединения с Крымом в 2014 году.

Депутат уверен – это поможет школьникам во взрослой жизни отличать искренние идеи по улучшению жизни в стране от замаскированной пропаганды развала России.

Но мнения тут же разделились. Кто-то из политиков и депутатов сказал, что школьников нужно воспитывать на историях о подвигах героев России, а не на историях о предателях, а личности нужно оценивать объективно и не наклеивать ярлыки.

Курс корабля определяет капитан

Волгоградский историк, доктор философских наук Сергей Иванов в целом идею депутата поддерживает, хотя и не считает, что предателей нужно выделять в отдельный раздел учебника.

– Думаю, детям в школах все же нужно показывать, к чему привели действия персонажей новейшей истории: тех же Михаила Горбачева, Бориса Ельцина и других, – говорит эксперт. – Просто – факты и последствия. Когда учитель рассказывает о «лихих 90-х», почему он должен обходить вниманием действия руководства страны в этот период? Все-таки курс, по которому идет корабль, определяет капитан. И на нем большая часть ответственности за то, что творится, образно говоря, на борту. Предлагаю музей предателей национальных интересов России, если уж так хочется выделить их всех поименно, устроить в роскошном Ельцин-центре, на строительство которого угрохали несколько миллионов.

«Отстраниться от моральных оценок»

Преподаватель истории Юлия Полева уверена, что депутат Милонов плохо понимает сам принцип современного подхода к преподаванию истории в школе или вузе.

– Мы преподаем историю как закономерный процесс, – рассказала Юлия Полева. – Отдельные личности, предатели и герои – это не более чем части огромной мозаики, как элементы в таблице Менделеева. Каждый современный человек – это продукт истории. Мы такие, и наша страна такая, и все остальные страны на Земле именно такие сейчас потому, что так сложилось исторически: мы можем пошагово разглядеть, что привело к созданию именно такого государства, с таким менталитетом, общественными ценностями, законами и экономикой.

Моральный подход в истории, считает эксперт, неприемлем.

– Давайте начнем тогда осуждать за разврат и большое количество фаворитов Екатерину Вторую, забывая, что эта императрица принесла много пользы России как государственный деятель! – говорит Полева и напоминает, что история аморальна по своей сути.

Поэтому историку нужно отстраниться от моральных и эмоциональных оценок – он должен рассматривать только причины и следствия, а заодно искать закономерности исторического процесса.

– И потом: введение нового раздела в учебники истории предполагает выделение дополнительных учебных часов на его изучение, – обращает внимание эксперт. – А вы уверены, что правильно изучать именно предателей, а не, к примеру, Дежнева и Хабарова, освоивших Дальний Восток, или что-то еще, не менее значимое для истории России?

«Надо сделать акцент на героях!»

А вот школьный учитель Наталья Матвеева категорически против раздела о предателях в учебниках.

– О таких предателях, как гетман Мазепа, генерал Власов, все равно говорят, когда изучают историю России в школе, – рассуждает она. – А вот выделять в особый раздел предателей новейшего времени я бы повременила.

Сейчас, говорит Матвеева, настолько противоречивые мнения в обществе относительно развала СССР, ГКЧП, периода президентства Ельцина и многих других событий последних двух десятков лет, что тенденциозное преподавание истории может вызвать раскол общества и взрыв народного возмущения.

– Еще лет 15 назад развал Советского Союза нам преподносили как благо, сейчас все чаще звучит сожаление о том, что его больше нет, – говорит эксперт. – Но забывается, что, помимо всего хорошего, в СССР были и такие явления, как, например, разбор на партсобрании: когда человека могли общественно осудить за то, что он одевается, как стиляга, или не так причесан.

Словом, пока однозначной оценки нет, можно просто запутать детей, считает учитель.

– И вообще, лучше сделать акцент на героях! – предлагает Матвеева. – Герои, а не предатели, должны быть ориентиром для подрастающего поколения.

«История нас рассудит»

Главный редактор «МК в Волгограде», член Клуба экспертов Евгений Калинин уверен, что история – это уязвимая для любого поворота политики наука. И поэтому герои и предатели национальных интересов так часто в ней меняются местами. Вот на Украине, к примеру, уже с 1 сентября в школах вводят новые учебники, где России отведена неприглядная роль.

– Историю, как известно, пишут победители, – говорит эксперт. – Кто знает, вдруг и сам Милонов спустя время будет занесен в список «национал-предателей»? Я думаю, что депутат, который уже давно генерирует законодательные акты для своего пиара, задумал эту поправку в школьные учебники не всерьез, а как своеобразный тест для выявления состояния и оценок современного общества. Сейчас у нас новый министр образования, историк. Надеюсь, она поймет, что этот предмет должен преподаваться как серьезная наука, далекая от тенденциозных оценок и политической ангажированности.

А что касается предателей, то «история тем и хороша, что она все всегда расставляет на свои места», – подчеркивает эксперт. Надо только дать ей время.

КСТАТИ

Говорят, что в 1989 году западные журналисты попросили Дэн Сяопина оценить значение Великой французской революции. На что китайский лидер ответил: «Рано пока подводить итоги», – напомнил вице-спикер.

КСТАТИ

«Без гнева и пристрастия»

Таков должен быть подход к событиям прошлого, по мнению римского историка Тацита. «Не умалчивать о заблуждениях и не умалять заслуги, стремиться объективно оценить роль личности, а не наклеивать ярлыки. Иначе история нас ничему не научит», – так высказался об инициативе Милонова первый вице-спикер Совфеда Николай Федоров.

Сенатор обратил внимание, что, рисуя портрет первого президента России Бориса Ельцина, авторы книг и статей «все чаще не жалеют черных красок, обвиняя его во всех грехах и называя чуть ли не агентом Запада. Но все же при всех своих просчетах, ошибках, заблуждениях и «загогулинах» Борис Николаевич – крупный исторический деятель, великий реформатор и создатель новой России. И ему для этого и не было нужды стараться быть великим. Горжусь тем, что мне удалось работать в его команде и сохранить добрые отношения даже вопреки нашим порой и принципиальным политическим разногласиям, – заявил Федоров. – К слову, Президент РФ Владимир Путин никогда не отзывался неуважительно о своем предшественнике, чего не скажешь о многих других федеральных и региональных политиках».