"Семь-сорок" на раз-два-три

Как еврейская песня стала популярным танцем у русских. Самая знаменитая в России танцевальная мелодия еврейского народа, известная со времен Советского Союза, – «Семь-сорок». Под незатейливую заводную музыку просто невозможно устоять! Как правильно исполнять этот танец и какая страница в истории еврейского народа с ним связана, корреспонденту «ВП» Ольге БОНДАРЕВОЙ рассказала председатель Волгоградского еврейского общинного центра рабанит Яэль Иоффе.

Два шага налево, два шага направо…

В начале прошлого века слова еврейской песни «Семь-сорок» положили на зажигательные ритмы популярного в народе танца. Под этим названием он прошел десятилетия и сдаваться не собирается.

– На постсоветском пространстве мелодия эта стала одной из узнаваемых, – рассказывает Яэль Иоффе . – Между тем по времени возникновения она одна из самых молодых –ей чуть больше сотни лет.

Первая пластинка с узнаваемыми уже на тот момент нотками появилась в начале ХХ века. В основе танцевальных движений «Семь-сорок» легко угадывается еврейский национальный танец фрейлехс. Танцуют его на свадьбе и бармицве – дне еврейского совершеннолетия.

– Мелодика позволяла, а танец и песня прекрасно совпали, – говорит Яэль. – Более того, многие советские песни прекрасно ложатся на движения фрейлехса.

Еврейская танцевальная традиция обогащалась за счет культурного обмена с той средой, где проживали общины. Поэтому танцевальный фольклор еврейских общин отличается по средствам пластической выразительности, темпу, ритму движений. Фрейлехсы, в том числе «Семь-сорок», а также карагод, койлич, шер или хора, наиболее распространены в Восточной Европе.

Кстати, движения фрейлехса перешли и в модный танец середины ХХ века. Какой бы вы думали? Твист!

В память о поезде

Объяснений необычному названию мелодии «Семь-сорок» существует немало.

– По одной из версий, оно связано с расписанием транспорта, – говорит Яэль. – В царской России евреям запрещали проживать в больших городах. В них они могли находиться только в дневное время. Поэтому многие селились в маленьких местечках, а чтобы заниматься бизнесом, ездили в Одессу. Уезжать домой приходилось на поезде, отправлявшемся в 7.40 утром и вечером.

В холодное время года, чтобы не замерзнуть, дожидаясь состава на перроне, евреи грелись, пританцовывая. В это время еврейские музыканты играли веселую мелодию, напевая:

В семь-сорок он подъедет,

В семь-сорок он подъедет –

Наш старый, наш славный

Наш агицын паровоз.

По другой версии, название произошло от еврейского праздника Симхат Тора – люди видели, как в праздничный день евреи дружно поют и танцуют, и перефразировали название праздника по-русски в «Семь-сорок».

По принципу «иголочки»

– «Семь-сорок» основан на танцевальной традиции фрейлехса и очень прост – люди становятся в одну линию или в круг, берутся за руки или кладут их друг другу на плечи и танцуют в хороводе. При этом каждый двигается под музыку, – объясняет Яэль.

Круг может двигаться влево или вправо, извиваясь. Искусные танцовщики могут выходить на середину круга. Чем больше народа задействовано, тем лучше. Количество участников не ограничено.

Танец не имеет устойчивого темпа. Так, если в кругу есть старики, фрейлехс исполняют в более медленном темпе.

– В еврейской танцевальной культуре две особенно ярких традиции – хасидская и йеменская. Их различия отражают условия жизни, –объясняет рабанит. – Так, йеменский шаг – это осторожный шаг в сторону, вперед или назад, как будто пробуем ногой горячий песок, обжигаемся и тут же возвращаемся назад. Хасиды же, от кого и пошел фрейлехс, жившие в Восточной Европе, как правило, плясали в тесном кругу вместе. Движения слаженные, шаг – широкий, плавный, шаг «маим» перекрестный (в переводе «маим» – вода).

Здесь нет фиксированных па, характерны выразительные движения рук, выбрасываемых вверх, пальцы прижаты друг к другу, кисти рук производят вращательные движения. Круговая форма танца приобрела символическое значение и подчеркивает равенство всех участников, каждый из которых становится звеном замкнутой цепи.

По рисунку фрейлехс может напоминать «иголочку». Танцующие выстраиваются в линию друг за другом. Правая рука лежит на плече у впереди стоящего. Ведущий ведет «змейку» вправо-влево – как нитка с иголкой.

– Фрейлехс – ритмичная, живая музыка. Танцуется обычно на характерный ритм раз-два-три, раз-два-три, раз-два, – говорит Яэль. – Так сложилось, что «Семь-сорок» – это праздничный танец. Семантика названия фрейлехс – от слова «радость».

Еврейский танец – коллективный, общий, а значит, рассчитан на массовость. В нем каждый словно выражает свою радость. При его исполнении не оценивается мастерство каждого. Основная идея – быть сопричастным общей радости.

Женщины и мужчины танцуют раздельно

Как и в других национальных танцах, у еврейского фрейлехсаи его последователя «Семь-сорок» есть свои табу.

– По еврейской традиции танцы четко делятся на мужские и женские. Это делается из соображений скромности, – поясняет Яэль. – До чужой женщины, которая не является матерью, дочерью либо женой, мужчина дотрагиваться не может.

Не приветствуется и смотреть на танцующую женщину. На семейных торжествах, например свадьбах, зал делится на две половины. На одной танцуют и веселятся мужчины, на другой –женщины.

Еврейская традиция делает все для того, чтобы минимизировать неосвященные плотские порывы. Конечно, муж может пуститься в пляс со своей женой, но это не принято делать публично.

– С точки зрения хореографии, конечно, зрелищно, когда танцы исполняют пары. Это и есть основная сценическая ошибка – максимум, что может быть допустимо, если партнеры не трогают друг друга в танце, а касание идет, например, через платочек.

Костюм

В обычной жизни, как правило, танец исполняют в том, в чем есть. Если это сценический вариант, то не забываем, что костюм евреев – понятие относительное, поскольку он разнится у разных общин.

– Так как фрейлехс прежде всего ассоциируется с традиционными евреями Восточной Европы, то и костюм близок к хасидскому, – говорит Яэль. – Это обязательно кипа, темный низ, белый верх и еще один обязательный элемент – жилетка. Потому что руки при исполнении фрейлехса зачастую держатся за жилет, что и обыгрывается в костюме.

Потанцуем?

1. Займите исходное положение – руки согнуты в локтях. Локти направлены вперед, а ладони – к плечам. Сожмите ладони в кулак, а большими пальцами рук зацепитесь за проймы жилета.

2. Начинайте постепенно раскачивать тело в такт: вперед – назад, постепенно увеличивая амплитуду раскачиваний. Руки в исходном положении.

3. В такт музыке поочередно вскидывайте колени. Корпус тела при этом откидываете сначала вперед, после – назад, изображая движение маятника.

DNG