Сети для выборов

С 5 ноября в России можно официально агитировать. Нет, понятно, что агитировали и раньше, но теперь каждый лишний положительный отклик в сторону той или иной партии необходимо оплатить из избирательного фонда этой самой партии, а за негативный отклик можно и на строгое наказание нарваться.

Особенностью нынешнего электорального периода общероссийской предвыборной кампании станет то, что, помимо традиционных СМИ, взоры партий обращены на так называемые «альтернативные медиа» – социальные сети и блоги. Действительно, это пространство станет важным полем битвы для партий и мнений. Ведь уже сейчас количество аккаунтов в самой популярной соцсети «ВКонтакте» перевалило за 100 миллионов. А совокупное количество блогов на всех русскоязычных блог-площадках перевалило за 50 миллионов. 
Оперативно на модные веяния отреагировал Центризбирком, рекомендовав партиям не изворачиваться, а честно и прямо оплачивать агитацию в блогах и соцсетях на личных страницах пользователей со счетов своих партий. Впрочем, избирком пока только рекомендует, а не обязывает, понимая, что ни соответствующей законодательной базы, ни четких параметров, что считать агитацией, а что личным мнением, нет.
Другое дело – США, где за год до выборов уже стартовали праймериз и где любая форма агитации в блогах и соцсетях строго регламентируется. Тамошние политдеятели и надзорные органы хорошо помнят, что именно интернет-технологии во время кампании 2008 года принесли победу нынешнему президенту США Бараку Обаме. Не станет, видимо, исключением и нынешняя американская кампания. Уже сегодня основными жертвователями для действующего президента стали Microsoft и Goggle. И, скорее всего, одними только пожертвованиями помощь Обаме не ограничится. Ведь президент обещает колоссальные инвестиции в IT-индустрию. Блокировать политических конкурентов, конечно, не будут, но адекватной и интересной политической рекламы в поддержку Обамы будет более чем достаточно.
В России пока ни одна IT-компания открыто не поддержала ни одну из партий и не заявила о поддержке кого-то из потенциальных кандидатов на президентских выборах. У нас бизнес не так сильно замотивирован на выборы, как в США. Впрочем, есть для этого и обстоятельства иного рода. Было бы не совсем честным писать, что Интернет будет играть на нынешних выборах одну из главных ролей. Нет. Это признают и оппозиционеры. Так, Владимир Милов в одной из своих статей честно признается, что политически активный электорат Сети составляет от силы несколько сотен тысяч человек. Большинству Сеть нужна всего лишь для скачивания нужных файлов или общения между собой. Сеть полна малолетних жителей, которые и режимом довольны, и на выборы ходят редко. Основная же доля избирателей по-прежнему предпочитает использовать в качестве источника информации традиционные газеты и телевидение. Да и доля липовых аккаунтов в соцсетях и блогах, по разным оценкам, колеблется в диапазоне от 15 до 35%. То есть при самом негативном прогнозе 15 миллионов страничек в блогосфере страны нужны всего лишь для распространения рекламы и не являются индивидуальными страницами живых пользователей. Прибавьте к этому дублирующие страницы (ведь некоторые пользователи имеют перекрестные страницы на других площадках), и картинка вырисуется не самая оптимистичная. Российским политикам в Интернете ловить пока что нечего. Ну, или почти нечего.
Российский Интернет ценен другим. На данный момент он стал мощным генератором информационных поводов, которые попадают на страницы СМИ или передаются от пользователей сетями к тем, кто в Сети практически не бывает. Безусловно, сеть еще вырастет и станет в один ряд с телевидением. В будущем. Но победит тот, кто начнет окучивать эту поляну уже сегодня. Хотя, на мой взгляд, гораздо лучше думать своей головой, нежели опираться на сетевые мнения. От неадеквата принадлежность к Интернету никак не спасает.