Школа строгого режима

Нагрузка современных школьников в полтора раза превышает норму

Отсидеть шесть-семь уроков, сбегать в музыкалку, позаниматься с репетитором и успеть приготовить домашнее задание – в таком ритме живет большинство школьников. Но иногда даже такая гонка за стандартами и учебными часами выходит за рамки. И ребенок, получая непосильную нагрузку, ломается. Как помочь школьникам, выясняла корреспондент «ВП».

Академики из 6 «А»

На улице тихо падает снег, на часах шесть вечера. Вика с грустью смотрит в окно, где детвора весело атакует горку. Час назад она пришла из школы и с радостью побежала бы к подружкам, но надо садиться за домашку. Викин 6 «А» пять дней в неделю учится во вторую смену, а по субботам – в первую. И все бы ничего, сетуют родители, если бы у детей было время на подготовку домашнего задания.

– Нагрузку сегодня испытывают все дети, время такое, – рассказали обратившиеся в редакцию «ВП» родители шестиклассников 21?й волгоградской школы. – А вот то, что школьники не отдыхают и уроки до ночи учат, – вина тех, кто составляет расписание и столько задает.

В пятницу у шестиклашек две математики, русский язык, физкультура и литература. По субботам – те же русский язык и литература, ИЗО, иностранный язык и история.

В итоге спать ученица ложится около полуночи. Ее учебный день по времени и нагрузке значительно превышает рабочие будни родителей.

Непростая арифметика

Между тем СанПиН регламентирует – на выполнение домашнего задания у учеников пятых-шестых классов не должно уходить больше двух с половиной часов. Но даже если и так – как вместить в оставшееся время прогулку и гигиенические процедуры? Ведь уроки закончились в 16.25, на дорогу домой и ужин уходит полтора часа, два с половиной часа на домашнее задание, а спать учителя советуют ложиться в девять. Даже при таком жестком графике очевидно, что свободными остаются полчаса до сна.

– Школьное расписание составляет образовательное учреждение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, – прокомментировали «ВП» ситуацию в департаменте образования Волгограда. – Согласовывать расписание с территориальным управлением по образованию или профильным городским департаментом не нужно. Тем не менее в этой школе проблема уже решена – до сведения учителей доведено, что с пятницы на субботу следует давать посильный объем домашнего задания. В случае если проблема возникнет вновь, нужно обращаться к директору школы.

Полсуток обездвиженности

Однако, к сожалению, этот пример далеко не единственный. Подобные истории нам мог бы рассказать едва ли не каждый родитель, имеющий ребенка школьного возраста.

– Современное образование действительно предъявляет все более высокие требования к ученику. Помимо этого детей – музыкой, репетиторами, спортом – нагружают родители, – говорит заместитель директора по научной работе Института возрастной физиологии РАО Татьяна Параничева. – Порой это идет вразрез с интересами и возможностями ребенка. Потому и

число абсолютно здоровых детей уменьшается. Наши исследования показали, что около 40?% подростков имеют те или иные нарушения опорно-двигательного аппарата, у каждого пятого отмечается патология зрения. Но в числе лидеров – функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы. Распространенность этой патологии нарастает по мере увеличения продолжительности рабочего дня школьника. У заканчивающих начальную школу она (включая время на приготовление домашних заданий) составляет (страшно сказать!) 10?12 часов. А у старшеклассников и вовсе 15?16 часов. Более полусуток обездвиженности! В том возрасте, когда движение – это жизнь.

Конечно, дети начинают чаще болеть, у них пропадает желание идти в школу, нарушается сон, появляются плаксивость, раздражительность.

Выход есть

Так в чем же физиологи видят решение проблемы? В том, чтобы ее не создавать. Любая деятельность может быть безвредной для здоровья, только если задаваемые нагрузки соответствуют возрастным физиологическим и психологическим нагрузкам детей и подростков.

– Помочь своему школьнику можно, – утверждает Татьяна Параничева. – Прежде всего родители должны ставить перед ребенком посильные для него цели. Кроме того, необходимо научить детей планировать свое время. Режим для школьников – необходимость номер один. Однако выбор, когда садиться за уроки, психологи советуют предоставить ребенку. Хочет он делать математику после обеда, а русский язык – после прогулки, так тому и быть. Вечер вообще не подходит для домашних заданий: мозг, работая на запоминание, труднее переключается на сон.

Простые правила, как справляться с перегрузками

Полноценный сон. Младшие школьники должны спать не менее десяти часов, старшие – не менее семи-восьми часов.

Полноценное питание. В меню школьника должны быть мясо, птица и рыба – для роста, крупы, овощи и фрукты – как источники витаминов, творог, кисломолочные продукты и сыр – для роста костей. Какао, куриная грудка, баклажаны, сладкий перец, бананы, молоко содержат триптофан, который активизирует работу мозга.

Борьба с гиподинамией. Школьнику нужны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Снятие психоэмоционального напряжения. Очень хорошо стресс снимают водные процедуры, контрастный душ. Чередование горячей и холодной воды длится всего четыре минуты, однако это укрепляет кровообращение, стимулирует выброс активных веществ, помогающих бороться со стрессовыми ситуациями.

Витаминно-минеральные комплексы. Микроэлементы помогут школьнику в борьбе со стрессами. Однако покупать комплекс витаминов лучше по рекомендации вашего врача. Можно употреблять и полезные продукты питания. Например, черника хороша для глаз, а мед снимает усталость, успокаивает нервную систему и нормализует сон.

Продолжительность работы за компьютером: для младшего школьника – не более 15 минут, для учеников 5?7?х классов – 30 минут, 8?11?х классов – не более часа.

А как у них

В целом по сравнению с другими странами у нас самый короткий учебный год, самые длинные каникулы, самая короткая продолжительность среднего образования. В России школьники учатся 11 лет, а во многих странах – 12?13. У нас самые короткие уроки – 45 минут, в других странах они длятся в среднем по 55 минут. В Конго даже 60. Но зато у нас выше интенсивность обучения.

В начальной школе семи-восьмилетние россияне учатся 155 дней в году, американцы – 180 дней, норвежцы, финны, англичане и греки – по 190, японцы – 193, датчане – 200. Больше всех учатся юные индонезийцы – 252 дня в году. Самые большие расходы на образование несут бюджеты Швеции, Дании, Австрии, Израиля и Франции.

Только цифры

В 2015 году в Волгоградской области удалось сократить долю обучающихся во вторую смену почти на 2?%, при этом количество обучающихся увеличилось более чем на пять тысяч человек. Всего в Волгоградской области 834 учреждения, реализующих программы общего образования, в том числе обычные школы, коррекционные и санаторные, кадетские классы, гимназии, лицеи. Во вторую смену работают 158 школ