Шляпка красавицы Сорейи

Как из-за фотокора «Сталинградки» последняя супруга шаха Ирана потеряла в Волге крупный алмаз. Мы продолжаем открывать историю края с помощью нашей газеты, ведь в 2017 году главному изданию региона исполнится 100 лет! Готовясь к этому событию, мы листаем подшивки «Волгоградки» (ее прежние названия «Борьба», «Поволжская правда», «Сталинградская правда». – Прим. ред.) и раз за разом совершаем интересные открытия. Сегодня на нашем календаре – 50-е годы XX века, время великих строек и многочисленных визитов зарубежных знаменитостей. С одним из них – точнее, с одной, связана одна малоизвестная история. О ней узнала и расскажет спецкор «ВП» Ольга ПОПЛАВСКАЯ

Пятидесятые годы в Сталинграде – это время крупных всесоюзных строек. Самые значительные из них – строительство ГЭС, города Волжского и Волго-Донского канала – широко освещались на страницах «Сталинградской правды», – главной газеты региона. В те же годы в Сталинграде строили новый железнодорожный вокзал на фундаментах старого, разрушенного во время войны. В это время на страницах «Сталинградки» появляются рисунки проекта нового вокзала именно в том виде, каким мы привыкли видеть сегодня Волгоград-1.

Будет много рыбы!

Конечно, не всем надеждам сталинградцев на результаты новых строек было суждено сбыться, но саму новость о начале строительства жители города восприняли с большим энтузиазмом.

«Канал пяти морей» – так называлась заметка в «Сталинградской правде» 1950 года, посвященная этой теме:

«...С радостным волнением прослушали сталинградские тракторостроители переданную по радио новую радостную весть. Город боевой славы становится центром двух грандиозных сооружений – величайшей в мире гидроэлектростанции и крупнейшей стройки современности Волго-Донского судоходного канала. Вчера с утра в цехах СТЗ из уст в уста передавалась эта весть. Нужно было слышать разговоры об этом станочников, мастеров, технологов, чтобы представить себе, какими патриотическими чувствами, какой любовью к партии, правительству и родному Сталину наполнены сердца этих людей!»

Нашли бивни мамонта

В заметке «Могучий Волжский каскад», сопровожденной рисунком будущей ГЭС, есть такие мечтания о будущем: «Свободный труд преобразит все вокруг – зацветут прибрежные пустыни, по углубленным водам пойдут гигантские суда и «будет вечен бодрый труд над вечною рекою»…

«Недалек тот день, когда навсегда будет покончено с засухой в Заволжье и в примыкающих к нему обширных степных пространствах...»

А в статье «На рыбалке» сталинградские рыбаки горячо приветствуют строительство водохранилища – Сталинградского моря – в надежде, что оно пополнит рыбные запасы Волги ниже по течению: «...И у нас скоро зашумит Сталинградское море, – мечтательно заметил один из подростков.

– Море разольется за плотиной, а плотина где? Аж за тракторным заводом, – возразил другой.

– Ну и что? Все равно морским воздухом потянет.

– Вот когда у нас рыбалка будет богатая, – снова вступил в разговор дядя Ваня. – Плотина не пустит рыбу вверх, и она будет плескаться вся здесь, в реке возле нашего города...»

Между тем строительство Сталинградской ГЭС – Волжской она стала намного позже – позволило сделать открытия в области… палеонтологии. На дне котлована нашли бивни мамонта! И фото ученых с этими бивнями было опубликовано в «Сталинградской правде».

Все звезды в гости к нам

Крупнейшая гидроэлектростанция Европы, «великая стройка коммунизма» была сработана всего за 10 лет. За это время на строительство Волжской ГЭС приезжали полюбоваться множество высоких гостей. Вот эта хроника.

В 1955 году стройку Сталинградской ГЭС посетил премьер-министр Республики Индии Джавахарлал Неру вместе со своей дочерью Индирой Ганди. В 1957 году пожаловал президент Вьетнама Хо Ши Мин. За ним – наследный принц Йемена. Потом – король Непала Махендра Вир Бикрам Шах Лева с королевой.

В 60-е годы по мостовому переходу Волжской ГЭС катался уже президент Франции Шарль де Голль с супругой. Супругам тогда подарили осетра. Потом приезжал Гамаль Аблель Насер – вождь египетского народа. Был и Хайле Селассие I – император Эфиопии. Тогда эта страна называлась Абиссинией.

Следом пожаловал вождь кубинской революции Фидель Кастро. Были в Сталинграде и другие известные люди. А 25 июня 1958 года в котловане Волжской ГЭС состоялся уникальный по звездному составу исполнителей концерт. И через четыре месяца котлован был затоплен.

Упала шляпка...

Понятное дело, из-за такого нашествия знаменитостей фотокорреспондентам «Сталинградской правды» впору было открывать рубрику «Светская хроника».

Тем более что иногда в ходе таких визитов приключались всякие интересные истории. Вот что вспоминает в своих мемуарах фотокорреспондент «Сталинградской правды» Василий Сметанников:

«...Бывали в моей практике освещения приезда высоких гостей в наш город и забавные случаи. Шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви находился с визитом в нашей стране. Он посетил и Сталинград. Я получил задание дать в газету фотоинформацию о пребывании его в нашем городе-герое. Вместе с шахом была его супруга, красавица-шахиня Сорейя...»

Надо сказать, шахиня Сорейя, жена последнего монарха Ирана, была совсем не похожа на «угнетенную женщину Востока». Она носила наряды в стиле Одри Хепберн и очень любила модные шляпки. Сорейя и сама была как кинозвезда. И позже действительно ушла в актрисы Голливуда. А вот к чему привела ее любовь к легким шляпкам повествует фотокор «Сталинградки»:

«Прогулка по Волге, – продолжает Сметанников. – Высоких гостей сопровождают представители Министерства иностранных дел, а также руководители города и допущенные на теплоход журналисты.

Плывем в сторону строящейся гидроэлектростанции. Как обычно, я сделал немало снимков, но хотелось запечатлеть что-то необычное, интересное. Пришла мысль: сфотографировать супругу высокого гостя на капитанском мостике, напротив строящейся ГЭС. По моей просьбе работник МИДа, сопровождавший шаха, пригласил шахиню Сорейю на капитанский мостик.

Я занял точку съемки и приготовился нажать кнопку камеры. Но вдруг резкий порыв ветра сорвал с головы шахини шляпку, которая полетела в воду. Все бросились к борту судна. Но шляпка уже скрылась в волнах. Оказалось, она была непростой, а украшенной брошью с крупным бриллиантом.

Как виновник происшествия я чувствовал себя неважно, шахиня же, видимо, особо не сожалела об утере. Она улыбалась. Очевидно, для королевы это была невеликая потеря».

Рождение Волжского

Первоначально строили ГЭС заключенные ГУЛАГа. И даже проектировал спецконтингент – «Сталинградгидрострой» набирали из лагерей. Первый бетон в котловане, пишет «Сталинградка», заложили в 4 часа дня 17 декабря. А рядом строился город: «...По улицам Волжского глубоко под землей проложено свыше 40 км магистральных водопроводных линий. Жители города ежедневно получают 250 тыс. ведер грунтовой питьевой воды. Но и этого количества уже не хватает...». Но это уже другая история...

Продолжение следует.

DNG