Шноравор Нор тари!

Волгоградские армяне начали год с Чина освящения плодов граната

Текст и фото

Новая традиция появилась у Армянской апостольской православной церкви. По благословению Его Святейшества, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II в эту новогоднюю ночь во всех армянских храмах прошел Чин освящения граната. И волгоградская церковь Сурб Геворг не стала исключением. Благодарственный молебен и обряд освящения плодов граната, которые принесли с собой прихожане храма в ночь на 1 января, провел духовный пастырь армян Волгоградской области отец Малахия.

Каханд Папи – армянский Дед Мороз

Празднование Нового года в армянской церкви Святого Георгия Волгограда началось за несколько дней до наступления самого торжества. Активисты союза армянской молодежи провели для детей прихожан новогодний праздник с играми, конкурсами и спектаклем по мотивам современных зимних армянских и русских сказок. В праздничном хороводе вместе с Дедом Морозом к елке вышел Каханд Папи – сказочный персонаж из армянского эпоса. По преданию, он живет на горе Арарат и спускается с нее в канун Нового года в сопровождении своих 12 внуков-помощников хлвликов – дергунчиков. У каждого из них имеются свои ментальные персонажи двойники – аралезы, у которых они черпают силы.

– В переводе с армянского языка Каханд Папи – «Дедушка Нового года», – рассказывает председатель Волгоградской городской общественной организации «Армянская диаспора» Гаянэ Кочарян. – Он, как и Дед Мороз в русской традиции, дарит армянским детям подарки на праздник. Только отличие Каханд Папи в том, что он носит шубу не красного, а зелено-земляного цвета. Он символизирует плодородие и начало новой жизни. В образе также присутствуют яблоки, гранат и колокольчики. Вместо Снегурочки армянский Дед Мороз ходит с Дзюн Анушик – «Снежной Ануш». С армянского это имя переводится как «сладостная».

По словам Гаянэ Кочарян, традиции в народе возрождаются, армянские этнографы в последние годы призывают использовать многовековой образ Каханд Папи, восстановленный из армянских преданий, вместо его предшественника Дзмер Папи – Деда Зимы.

– Считается, что национальный зимний волшебник, придя в новогоднюю ночь к армянам, приносит с собой все самое хорошее – счастье, надежду и веру в то, что в грядущем году в каждой семье пребудет благополучие и мир, – пояснила Гаянэ Кочарян.

Вместо елки у армян «кенац цар», по?русски – «древо жизни». Его украшают национальными куклами, веточками корицы, бубенчиками. Сегодня кенац цар редко можно увидеть в домах современных армянских семей: как правило, на Новый год и Рождество ставят обычную елку с разноцветными шарами и гирляндами.

Дом родной для армянина

Вся жизнь волгоградских армян неразрывно связана с храмом Святого Георгия, или по?армянски «Сурб Геворг». Это – единственная армянская церковь в Волгограде, в которой сегодня проходят все главные таинства. Символично, что ее торжественное освящение состоялось 27 сентября 2003 года – в день Святого Георгия.

– Церковь Сурб Геворг за эти годы стала центром притяжения армян Волгоградской области, – говорит отец Малахия. – Здесь каждый из нас находит духовное пристанище. Матерь-церковь для каждого армянина – дом родной.

Красивый крестово-купольный храм с колокольней для армян не только центр духовной жизни. Здесь собирается молодежный союз и работают воскресные классы. Все праздники волгоградские армяне отмечают вместе: территория храма становится местом для проведения национально-культурных мероприятий.

Символ новой жизни

Этот Новый год для прихожан церкви Сурб Геворг стал еще одним поводом для совместного празднования. Впервые в храме состоялся Благодарственный молебен и Чин освящения плода граната. Он был установлен распоряжением Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II и прошел в новогоднюю ночь в армянских православных церквях по всему миру. Верующие с большой радостью и ликованием возносили благодарственную молитву Господу.

– Плод граната символизирует собой церковь Иисуса Христа, – поясняет отец Малахия. – Плотно прижавшиеся друг к другу многочисленные зерна, отделенные тонкой пленкой, – не что иное, как символ христианского мира, церквей и народностей, которые отдельны, но не разделены друг с другом. Маковка плода – огненно красный венец, символ Царства Божьего. Кожура граната – отождествление церкви, которая объединяет верующих. В то же время жесткая кожура и мягкая внутренность граната ассоциируют собой истинно верующего человека, который строг извне, но справедлив и мягок внутренне.

Гранат занимает особое место в армянской культуре. Веками его изображение украшало архитектурные сооружения, картины и миниатюры. Для армян гранат также является символом армянской диаспоры, рассеянной по всему миру. Так, в московском храме Преображения Господня на одной из фресок на вершине горы Арарат изображен гранат, разделенный на три части – символ армянского народа и его преданности христианской вере.

В своей проповеди духовный пастырь отметил, что этот день станет доброй традицией на будущее и у верующих будет возможность встречать Новый Год с молитвой в лоне церкви.

C пожеланием любви, мира и веры Христовой в новом 2016 году освященный гранат был роздан прихожанам церкви Сурб Геворг как символ начала новой жизни.

Поделиться в соцсетях