Скажем ли плохим УК прощальное «пока»?

Скажем ли плохим УК прощальное «пока»?
Инспекция жилищного контроля и ассоциация«Совет муниципальных образований Волгоградской области» подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Толчком к более плотной работе послужили изменения в «настольной книге» местных глав – 131 ФЗ.

В Жилищный кодекс РФ также были внесены поправки, обязывающие органы местного самоуправления организовать на своем уровне муниципальный жилищный контроль.

– Сейчас создание муниципального надзора за деятельностью управляющих компаний, это уже не столько право муниципалитетов, сколько их прямая обязанность, – пояснила на семинаре-совещании, организованном областным «Советом муниципальных образований», руководитель инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области Надежда Каминская. – Число жалоб населения на некачественные услуги в сфере ЖКХ, на неэффективную работу исполнителей коммунальных услуг постоянно растет. Мы обязаны оперативно реагировать на них и помогать жителям.

– Таким образом, у нас создается двухуровневая система контроля в сфере ЖКХ, – уточнила заместитель руководителя областной инспекции Госжилнадзора Наталья Битюкова, – вы, полномочные представители муниципалитетов, будете работать точечно, по обращениям граждан, а областная инспекция направит свои усилия на проверку расчета платы за коммунальные услуги и условий заключения договоров управления, легитимности создания ТСЖ и выбора способа управления. Будем работать вместе, не подменяя функции, а сотрудничая.

На заявления госжилинспекции – а это и главы муниципалитетов, и руководители комитетов, отделов ЖКХ, и представители управляющих компаний, отреагировали по-разному, однако все участники семинара были едины в одном – действительно, порядка в ЖКХ сегодня мало.

«ЛУК» горький, потому что… жизнь такая

– У нас в Ленинске одна управляющая компания. Она обслуживает 100 многоквартирных (двух- и пятиэтажных) домов, – рассказывает глава Ленинска Олег Некрасов. – Это ООО «ЛУК», Ленинская управляющая компания. И наш ЛУК, как и другие управляющие компании, оказался горьким. И не потому, что там работают лентяи, – много самоотверженных людей, которые отдали сфере ЖКХ долгие годы. Но условия, в которых работают современные УК, далеки от идеала. Жилой фонд старый. УК собирает платежи в основном с населения – платежи с физических лиц составляют 64%. А люди не всегда могут или хотят платить – если в сентябре собираемость традиционно высокая, в другие месяцы, к примеру, в январе-феврале, она очень низкая. А ведь «жилищники» обязаны каждый месяц расплачиваться с поставщиками одинаково – откуда им взять средства? Получается, что население будет жаловаться… на свои неплатежи, неполучив вовремя достойные услуги? В разговор включается заместитель главы Ленинска Анатолий Абрамов: «Кто вообще придумал этот муниципальный контроль? У нас в Ленинском районе есть поселения, к примеру, Колобовка, где три полуразрушенных многоквартирных дома и проживает там несколько семей, а быть может, всего один гражданин. Так что же теперь, для него, родного, теперь создавать отдельную комиссию?»

Без поддержки не оставим

Опасения ленинцев и других представителей муниципалитетов были развеяны в ходе выступлений Натальи Битюковой «О новых правилах предоставления коммунальных услуг» и ее коллеги из региональной жилинспекции Олега Николаева «Об организации управления многоквартирными домами на территории муниципальных образований».

К примеру, небольшим поселениям целесообразно отдать новые полномочия на уровень района. На 2013 год закрепить обязанности комиссии по муниципальному контролю за отделами или комитетами ЖКХ. Однако нужно создать максимально удобные условия, чтобы любой житель мог срочно обратиться администрацию с просьбой рассмотреть его жалобу на управляющую компанию. Так, статья 21-я «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обязывает муниципалитет осуществлять проверку управляющих компаний по жалобам жильцов в пятидневный (!) срок. В случае подтверждения информации о недобросовестном исполнении своих обязанностей или неустранении замечаний жильцов, администрация города или поселка может инициировать процедуру смены обслуживающей организации.

Как отмечалось в ходе семинара, и сотрудники жилинспекции, и ассоциация "СМО" готовы максимально поддержать муниципалов – чтобы новые нормы закона действительно исполнялись: иначе прокуратура вправе сделать представление, а это чревато штрафными санкциями. «Об изменениях в УК и 131-ФЗ вы узнали еще летом, и необходимо было принимать соответствующие изменения в бюджетах, выходить с просьбой датировать издержки на работу комиссий в министерство финансов. Но предложений так и не поступило», – посетовала во время диалога с главами Надежда Каминская. Руководитель ассоциации «Совет муниципальных образований» Николай Семисотов отметил, что в связи с новыми нормотворческими правилами необходимы корректировки в местных или районных бюджетах. А с 4 по 20 декабря представители министерства финансов, министерства по работе с территориями и других ведомств планируют выездные семинары в районы – где местной власти будут даны рекомендации. Представители Жилинспекции так же презентовали методическое пособие для органов местной власти – как организовать и обеспечить работу муниципального контроля.

Заместитель исполнительного директора ассоциации «СМО» Валерий Головин обратил внимание собравшихся на то, что любой вопрос по организации комиссий муниципального контроля можно будет задать он-лайн на портале ассоциации – где ни одно обращение не останется без ответа.

Испытано на себе

Представители управляющих компаний выразили мнение, что активизировать работу муниципалитета как собственника жилищного фонда и его взаимодействие с управляющими компаниями нужно было давно. Ведь ранее некоторые муниципалитеты заняли позицию невмешательства в конфликтные вопросы между населением, поставщиками и организаторами жилищно-коммунальных услуг. И при обращениях граждан с жалобами на некачественную работу управляющих компаний, местные чиновники, чаще всего, предлагают людям самостоятельно через суд разбираться с нерадивыми УК.

«Чиновники по всей области станут чаще встречаться с народом, – замечает директор «УК ЖХ» города Фролово Дмитрий Блинов, – чтобы добиться результата исполнительной власти необходимо будет понудить собственников проявлять большую активность в управлении многоквартирными домами, вовремя оплачивать услуги ЖКХ. У них куда больше рычагов, чем у нас, исполнителей услуг». УК готовы поделиться с муниципалами опытом, наработанным в сфере ЖКХ. «Если человек действительно не имеет возможности выплатить долг, – добавляет директор фроловской УК, – мы стали практиковать разные возможности для решения этой проблемы. Это и договор рассрочки платежа, также мы можем подсказать человеку, как оформить социальные субсидии, если такие ему полагаются. А также любой жилец может временно устроиться к нам на работу – чтобы отработать долг. Во Фролово такие случаи были: кто поработал – теперь платит вовремя и больше не сорит в подъездах».

Поделиться в соцсетях