Сказка на каждый детский каприз

Как иносказательные истории помогают в воспитании ребенка

Еще наши предки, воспитывая детей, не торопились наказать провинившегося ребенка, а рассказывали сказку, которая разъясняла смысл поступка. Недавно появившийся метод - сказкотерапия - как раз основывается на этом опыте. О важности иносказательного языка в общении детей и родителей, о том, в каких случаях читать терапевтические сказки, рассказала педагог-психолог Анастасия Змиевская.

- Список трудностей, с которыми сталкиваются родители, поистине нескончаем, - говорит психолог. - Ребенок дерется, кусается, не слушает родителей, не хочет ходить в детский сад, плохо кушает. Как, например, объяснить малышу, что бояться врачей не нужно, или как доказать, что быть вежливым - приятно и правильно? Один из способов решения этих задач - сказка. Да не простая, а терапевтическая.

Терапевтические сказки пишут специально для решения какой?то психологической, социальной проблемы у ребенка, подростка и даже взрослого человека. Сказка "врачует" какую?то неполадку в нашем поведении или мышлении, помогает освоить новый, более удачный, вариант реагирования в определенной ситуации.

Например, пятилетний Дима очень тяжело переживает развод своих родителей. У мальчиков такие переживания, как правило, проявляются "вовне" - они становятся более агрессивными, раздражительными, дерзкими. Девочки, напротив, прячут переживания в себе - становятся замкнутыми и тревожными. Родители Димы обеспокоены состоянием сына. Помимо выполнения некоторых рекомендаций по общению с ребенком в период развода, очень уместно начать читать Диме "особые" сказки: сказки о разводе.

Найти их очень просто - на любом поисковом сайте достаточно ввести слова "сказкотерапия…" и вместо многоточия указать проблему. В данном случае нас интересует "сказкотерапия развода". Как правило, можно найти сразу несколько вариантов текстов, написанных психологами или опытными педагогами.

Как работать со сказкой?

1 Сказку нужно прочитать самому. Возможно, родителям захочется что?то исправить, дополнить или убрать. Затем сказку можно читать вместе с ребенком. Делать это нужно очень деликатно - в то время, когда он настроен на прослушивание сказки.

2 Обсуждение сказки. Можно задавать самые разные вопросы - о чем была эта сказка, с какими трудностями столкнулся главный герой, что помогло ему решить проблему. Однако, стоит заметить, не всегда обсуждение сказки уместно. Порой ребенку нужно время, чтобы самому подумать и прочувствовать содержание услышанного. Здесь, конечно, следует ориентироваться на собственное родительское чутье. В любом случае, обсуждение сказки не должно быть похоже на допрос, это живой диалог, обсуждение услышанного, а не проверка "все ли ты правильно понял?"

3 Рисование сказки. Это может быть персонаж, пейзаж, сцена и пр.

4 Самый сложный этап - драматизация сказки. Ребенок, родители и все желающие, а также игрушки, превращаются в героев сказки. Задача - проиграть сказку, словно в театре, с чтением монологов и выражением эмоций. Этот этап оказывается самым действенным в закреплении желательного поведения у ребенка.

Все это совсем не обязательно делать в один день. Одну и ту же сказку можно перечитывать несколько раз, особенно, если ребенок сам этого просит. Обычно, именно понравившаяся сказка помогает малышу проработать самую актуальную для него проблему.

На первый взгляд может показаться, что сказки - это как?то несерьезно. Но вспомните, ведь и у вас наверняка есть любимый фильм, любимый персонаж, которым восхищаетесь? Может, когда?то прочли книгу, которая перевернула ваши представления о чем?то? Все это похоже на действие сказки - с помощью чужой истории мы понимаем, как творить историю свою.

Фото Кирилл Брага