Служба "03" на пороге больших перемен

С 1 января 2014 года вступает в силу новый порядок оказания скорой медицинской помощи. Технически к работе в новых условиях ни одна карета скорой помощи в Волгоградской области пока не готова. Такой вывод прозвучал на семинаре для руководителей медицинских учреждений, посвященном сегодняшнему состоянию службы скорой медицинской помощи в регионе и ее перспективам на ближайшее будущее.

Посчитали – прослезились

Ежедневно на дежурство по Волгоградской области заступает 230 бригад. Большинство из них являются фельдшерскими и только 66 – врачебными. Врачебные бригады обслуживают в основном население крупных городов и шести сельских районов области – Городищенского, Иловлинского, Калачевского, Клетского, Урюпинского и Фроловского.

По информации главного врача станции скорой медицинской помощи города Волгограда Романа Лященко, главными для службы по-прежнему являются два вопроса – кадровый и технического оснащения. Причем если водителями штат службы укомплектован более-менее удовлетворительно (84%), то средним медперсоналом – всего на 77%, младшим – на 57%, а врачами – вообще только на 43%. Критична ситуация и по спецавтотранспорту. Автомобили для «скорой», поступившие в регион в рамках нацпроекта «Здоровье», уже исчерпали свой ресурс. 201 автомобиль из имеющихся 308 имеет свыше 5 лет эксплуатации и практически 100% износа.

Время в пути


Но даже при таком потенциале служба выполняет плановые задания. Если в 2012 году только по 87,7% вызовов время доезда «скорой» составляло положенные 20 минут и меньше, то в этом году – уже по 92% вызовов. Анализ показал, что наибольшей оперативностью отличаются скоропомощники из Руднянской, Старополтавской, Фроловской, Камышинской, Клетской и Нехаевской ЦРБ. Не исключено, что результаты были бы другими, если бы в службе существовала автоматическая система обработки вызовов и в полном объеме работала система ГЛОНАСС. Однако список аутсайдеров сомнению не подлежит. Самыми нескорыми оказались «скорые» Краснослободской городской больницы, Котельниковской, Даниловской, Иловлинской ЦРБ, а также станции СМП города Волгограда.

Что еще, кроме недостатка кадров и неудовлетворительного технического оснащения, не позволяет службе быть оперативной? По мнению специалистов, происходит это потому, что в муниципальных районах медицинскую помощь по-прежнему оказывают по территориальному принципу, а не та бригада, которая ближе к источнику вызова. Недостаточное финансовое обеспечение не позволяет оснастить весь спецавтотранспорт системой спутниковой навигации и обеспечить тотальный контроль за его передвижением. Зачастую происходит нецелевое использование потенциала «скорой», ее сотрудникам приходится обслуживать большое количество так называемых непрофильных вызовов. Для совершенствования работы службы «03» предполагается, в частности, создание единой диспетчерской службы на базе территориального центра медицины катастроф, проведение оптимизации маршрутов доставки пациентов в стационары в зависимости от тяжести случаев и патологии, доукомплектование службы кадрами и внедрение порядков и протоколов оказания скорой медицинской помощи.

И, что немаловажно, планируется освободить «скорую» от не свойственных ей функций. Сегодня не только в Волгоградской области, по всей в России в целом служба «03» самая востребованная пациентами только потому, что недорабатывают поликлиники, не обеспечивая систему патронажа и эффективного наблюдения за больными с хроническими заболеваниями. А потому на уровне федерального Минздрава вновь поднимается вопрос о разграничении собственно «скорой» и «неотложной» медицинской помощи, которую должны оказывать работники поликлиники.

Поднимается, кстати, далеко не первый раз. Однако за многие годы добиться этого так и не удалось. Главная загвоздка, по словам самих медиков, в том, что на этапе принятия вызова диспетчеру очень сложно отдифференцировать, в какой конкретно помощи – скорой или неотложной нуждается пациент. А это вопрос принципиальный: время ожидания скорой помощи должно длиться не более 20 минут, тогда как время ожидания неотложной укладывается совсем в другие временные рамки. Тем не менее Минздрав РФ хочет предпринять очередную попытку «развода» службы «03», предписывая создавать «неотложку», оснащенную транспортом, на базе амбулаторно-поликлинических учреждений. В Волгоградской области также планируют этим заняться.

– Сейчас пилотный проект по организации «неотложки» осуществляется в поликлинике № 9 города Волгограда, – рассказал руководитель департамента организации медицинской помощи минздрава Волгоградской области Станислав Симаков. – В принципе это непростой вопрос. Требуются достаточно серьезные расходы на формирование «неотложки», на подготовку помещения для нее, на оснащение спецсвязью. Причем связь должна быть интегрирована с вызовом «03» – там, где должны четко отслеживать поводы к вызовам и передавать их на поликлинику. И конечно, это расходы на транспортные средства.

Как звали санитарку?

Для справки скажем, что поводом для оказания скорой помощи должны стать экстренные ситуации, угрожающие жизни – нарушения сознания, остановка дыхания, кровотечения, внезапный болевой синдром, угроза прерывания беременности и т. д. При заболеваниях, требующих медицинского вмешательства, но не представляющих видимой угрозы жизни, оказывается неотложная помощь.

Впрочем, создание при поликлиниках «неотложек» не единственная новация, которая ожидает службу «03» в следующем 2014 году. С 1 января согласно приказу федерального Минздрава вступает в силу новый порядок оказания скорой медицинской помощи. По мнению экспертов, он может стать революционным для службы, а потому отношение к нему в регионах неоднозначное.

– Изменится очень многое, – комментирует главный врач станции скорой медицинской помощи города Волгограда Роман Лященко. – В частности, произойдут структурные изменения качества бригад в службе «03». Согласно новому порядку в составе бригад теперь уже не будет младших медицинских работников – санитаров. Уйдут в небытие некоторые специализированные бригады, в том числе кардиологические. То есть служба, и без того плохо укомплектованная, понесет существенные кадровые потери. Существенно расширится список медицинского оборудования, которым с 1 января должны быть оснащены все кареты скорой помощи. Так, к примеру, в реанимационной бригаде должно присутствовать ультразвуковое оборудование, оборудование для энцефалографии. Все это, конечно, замечательно, но проблема в том, что в настоящее время в бригадах нашей службы нет специалистов, которые имеют право проводить обследования на таком оборудовании. К тому же и само оборудование отсутствует. На 1 января 2014 года ни одна карета скорой помощи не будет укомплектована согласно данному приказу. В течение 2014 года мы, конечно, приведем техническое оснащение всех бригад в соответствие, но в рамках утвержденного финансирования. В рамках нового порядка также изменится регламент перевозки пациентов между стационарами. Изменения коснутся и самих стационаров – там должны быть организованы расширенные приемные отделения с койками временного пребывания.

Как все это будет выглядеть на практике, мы, потенциальные пациенты, увидим совсем скоро. Единственное, что обнадеживает, так это заявление заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Яковлевой. Она утверждает, что скорая медицинская помощь будет оказана каждому пациенту, который в ней нуждается, вне зависимости от того, есть у него полис ОМС или нет, является он гражданином России или другой страны. Вопрос только, на каких условиях…