Спорная услуга

Спорная услуга
Без установки пломбы показания счетчика считаются недействительными. При этом за ее установку управляющие компании, как правило, заставляют платить дополнительную сумму. Читатели «ВП» уже не раз интересовались, на каком основании это делается. Мы попытались разобраться в этом.

По техническим требованиям индивидуальные приборы учета должны быть опломбированы дважды. Первая пломба должна быть установлена заводом-изготовителем. Основное ее назначение – предотвратить несанкционированный доступ к внутренним частям счетчика и возможность изменить показания.

Вторую пломбу ставит уже непосредственный исполнитель коммунальных услуг. Она нужна для того, чтобы пресечь возможный отбор ресурса в обход прибора учета. Но хотя заинтересованы во второй пломбе прежде всего сами управляющие компании, платить за ее установку почти всегда обязывают граждан. Это и вызывает множество вопросов у жителей региона.

– Как я понимаю, в данном случае речь идет прежде всего об опломбировании места присоединения прибора учета к сетям, – рассказал Григорий Синицкий. – Тогда почему эти затраты должен нести я? На мой взгляд, это лишь один из шагов по установке и вводу прибора в эксплуатацию, который осуществляется в соответствии с договором.

Как нам сообщили в инспекции Госжилнадзора Волгоградской области, основная проблема здесь связана с тем, что действующее законодательство на сегодняшний день не дает однозначного ответа на этот вопрос.

– В нормативных актах, связанных с предоставлением коммунальных услуг гражданам, нет четкого указания на то, кто должен нести расходы по опломбированию индивидуальных приборов учета, – отметил начальник отдела технологического надзора инспекции Госжилнадзора Волгоградской области Александр Кутенко. – Вместе с тем установка такой пломбы непосредственно связана с вводом в эксплуатацию счетчика и без нее его показания не будут засчитываться.

Поэтому в других регионах уже известны судебные прецеденты на эту тему. Однако их результаты также не позволяют поставить точку в споре об оплате установки пломбы. Итоги всех разбирательств по большому счету можно разделить на две группы.

В первом случае во главу угла ставится то, что пломбирование прибора учета не самостоятельная услуга, которую управляющая компания оказывает потребителю, а всего лишь этап ввода счетчика в эксплуатацию. Поэтому расходы на установку пломбы должны быть включены в список работ по договору на установку счетчика.

Вторая же группа судебных прецедентов исходит из того, что опломбирование места присоединения счетчика к сетям – отдельная услуга. Как следствие, на нее управляющая компания тратит дополнительные средства. При этом данная услуга в договоре управления многоквартирным домом не предусмотрена. Поэтому жильцы должны оплачивать ее отдельно. Ведь индивидуальные приборы учета – это не общее имущество жильцов. Тогда почему их опломбирование должно включаться в плату за содержание и ремонт жилого помещения?

– Как мы видим, законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, должны ли управляющие компании брать с жильцов многоквартирных домов плату за установку пломб на индивидуальные приборы учета, – отмечает Александр Кутенко. – По логике вещей, установка пломбы – один из этапов ввода счетчика в эксплуатацию, который позволяет обеспечить механизм контроля за потреблением коммунальных ресурсов. Сам же ввод прибора в эксплуатацию в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг является обязанностью управляющей компании или ТСЖ. Однако при этом приходится принимать во внимание и тот факт, что опломбирование не предусмотрено договором управления, поэтому управляющие компании и взимают за него плату.

При этом жильцы сами вправе выбрать организацию, которая будет выполнять эту работу.

Поделиться в соцсетях