«Спорт – это мое решение»

Среди тех, кому Волгоградская городская дума присудила годовую стипендию, неожиданно увидел знакомые имена. За достижения в области спорта отмечены тренер по настольному теннису Тамара Григорьевна Аксиньина и ее подопечная Татевик Мамян. Ученица 11 класса МОУ СОШ №130 Ворошиловского района стала гостем «ВП».

– Татевик, насколько значимо для тебя это событие?
– Для меня важно, что я вошла в число 45, которых выделила дума, что мне дали стипендию за спортивные успехи.
– Расскажи о них, пожалуйста.
– Я пока лишь чемпионка области среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. В Пензе были всероссийские соревнования среди взрослых, но вошла только в пятерку. Там играли уже и кандидаты в мастера спорта, и мастера, было трудно. В Москве участвовала во всероссийском первенстве среди молодежи от 14 до 21 года. Туда приехали команды по многим видам спорта из 56 регионов, а я выступила не очень удачно – четвертое место.
– Твой тренер говорит, что тебя из спортзала не выгонишь.
– Тамара Григорьевна мне как вторая мама. Занимаюсь три раза в неделю по 4- 5 часов. Больше, к сожалению, не получается. Добираться на Спартановку – через полгорода, поэтому если приезжаешь, надо выкладываться. Зато пользу чувствую. В школе я от уроков физкультуры освобождена, а тут нагрузка на все мышцы, мне стало легче двигаться.
– Похоже, спорт занимает серьезное место в твоей жизни?
– Последние три года – да. Когда начала заниматься, мама сразу была «за», а папа очень беспокоился из-за поездок, особенно зимой. Когда начались разъезды на соревнования, тоже был недоволен, что много в школе пропускаю. Потом спокойнее стал. Я с 13 лет все сама делаю. Раньше родители на машине возили. Когда стала ходить в разные школы, они уже не успевали. А я рада, что так получилось. Они очень долго меня опекали, а мне хотелось быть самостоятельной.
– Чем занимаются родители?
–Мама – художник, работает дома, папа – инженер.
– А как с учебой? Успешно?
– Сейчас хорошистка, была отличницей. Из-за разъездов немного похуже стало. Любимые предметы – обществознание и геометрия, закончила художественную школу, сейчас хожу на подготовительные курсы в горхозе, хочу выучиться на архитектора.
– Интернет на каком у тебя месте?
– Повседневное занятие (смеется). У меня около 500 друзей в социальных сетях. Со школы, с художки, с горхоза, после поездок прибавляется... Всем каждый день не пишу, многих просто каждый день встречаю – в школе, на учебе, на тренировке.
– На что будешь тратить стипендию городской думы?
– На учебу, если поступлю в институт.
– А что будет строить архитектор Татевик Мамян?
– Хочу поступить на архитектуру окружающей среды – проектирование домов, ландшафтный дизайн.
– Хочешь сделать нашу жизнь более красивой? В Волгограде у тебя будет большое поле деятельности.
– После поездок все равно хочется вернуться в родной город, каким бы он ни был. Я уже бывала в других городах, очень понравился Санкт-Петербург, но когда подъезжаешь к Волгограду и видишь свой вокзал, это совсем особое чувство.
– Может, захочешь «подправить» наш город, чтобы хоть немного походил на Петербург?
– Можно, но тогда это уже не будет Волгоград. Мне бы этого не хотелось.
– В Москве ты побывала уже не только на соревнованиях…
– Летом дали во ВРООСДИ (Волгоградская региональная общественная организация содействия детям-инвалидам) путевку в лагерь в Анапу. А там выбрали трех активистов, которые поедут в Москву на конференцию по инклюзивному образованию. Это объединение обычных школ и спецшкол, в которых учатся дети с различными проблемами здоровья. В Англии и Москве разрабатывается такая программа.
– Получается, ты опередила время?
– Но мой пример не совсем показателен. Это просто было мое решение. В этом случае хотят создать такие условия, чтобы и дети, отстающие в умственном развитии, тоже учились со всеми вместе. И слабослышащие, и слабовидящие, колясочники. С одной стороны, идея хорошая, но пока все не привыкнут, могут быть и плохие последствия. В обычных школах дети не всегда смогут понять таких людей. Боюсь, будут обижать тех, кто от них отличается. Наверное, надо общество к этому подготовить. Раньше большинство только слышало, что есть дети с такими серьезными проблемами, а тут придется с ними ежедневно встречаться.
– Прости, а тебе трудно пришлось в школе?
– Ко мне все привыкли. Да и поначалу особых проблем не было. Все как в обычном классе.
– И все же были, наверное, непростые ситуации.
– Трудно было, когда меня загипсованную перевозили из Петербурга на машине после операций домой. Когда пять месяцев лежала в гипсе. Переживала, что из-за наркоза память хуже стала. До наркоза страницами текст запоминала, а после долго память возвращалась. Сейчас все нормально.
– На конференции тебе удалось выразить свое отношение к введению инклюзивных школ?
– Да, и не только мне. Нас поэтому и пригласили, чтобы услышать, что мы думаем об этом. Там были дети из разных регионов России. Несколько человек, как и меня, пригласили теперь в Англию, чтобы показать, как там работают такие школы. 
– Какие цели у тебя сейчас первостепенные?
– Хочу в школе в прежнюю форму вернуться, ведь я пропустила полтора месяца. В апреле мне 18 исполнится, хочу до этого стать кандидатом в мастера спорта. Столько лет занималась, поэтому хочу добиться серьезного результата.
– Английский, наверное, хорошо бы подтянуть, чтобы на родине Шекспира напрямую общаться.
– Времени не хватает. С утра школа, потом подкурсы или тренировка, домой возвращаюсь поздно, уроки, Интернет…
– Не тяжело жить в таком режиме?
– Сама его выбрала. Родители, папа особенно, хотели, чтобы я хорошо училась, а спорт – это мое решение.
– Татевик, немногие, оказавшись в твоей ситуации, смогли бы с ней справиться. Родители имеют полное право гордиться тобой.
– Спасибо им, прежде всего маме, что не прятала меня от жизни, подготовила к ней, никогда не говорила, что я другая, что у меня должна быть другая жизнь.
– А какая у тебя сейчас жизнь?
– Моя.