Сталинская стройка

Дорога из Красноармейска в Пятиморск Калачевского района идет вдоль Волго-Донского канала. Остался позади 1-й шлюз с его стройной Триумфальной аркой, проезжаем еще восемь шлюзов. Каждый неповторим, по-своему великолепен. Но ездим часто, зрелище привычное, равнодушно глядим на эту красоту, обсуждая насущные проблемы. Перед глазами расстилается голая степь. И вдруг по ней величественно проплывает белый теплоход! Голубой ленты канала не видно. Впечатление, будто корабль идет по земле. Сердце замирает, и начинаешь понимать: «Какое это чудо – Волго-Дон!»

Газету не выносить!
Сотни лет люди мечтали о соединении двух великих русских рек, и в 1952 году эта многовековая мечта осуществилась. Долгим и трудным был путь к этой дате. 27 февраля 1948 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О строительстве Волго-Донского водного пути и комплексном использовании водных ресурсов Нижнего Дона». Вскоре началось грандиознейшее строительство, равных которому по уникальности, масштабам и срокам нет в истории мировой гидротехники. 
По прошествии стольких лет трудно представить размах стройки. Но вот окунуться в атмосферу, почувствовать дыхание времени можно, перечитывая газетные публикации тех лет. В Пятиморском музее истории Волго-Донского судоходного канала хранятся периодические издания 1951-52 годов. Особенно интересна газета «Сталинская стройка» управления строительства ВДСК. Каждый выпуск снабжен пометкой «Газету за пределы строительства не выносить». Вот номер от 24 ноября 1951 года. «Ровно 34 дня осталось до годовщины со дня Постановления Совета министров СССР – до срока выполнения обязательств (Постановление о сокращении сроков строительства на 2 года)». На первой полосе статья «Использовать все возможности!» с резкой критикой невыполнения плана по земляным работам и укладке бетона. Это настоящий «разбор полетов». По фамилиям названы виновные. «Работники производственного отдела управления во главе с тт. Антоновым и Зильберштейн «с потолка» брали сведения о потребности в материалах для утепления бетона на гидротехнических сооружениях». Далее узнаем, что пора покончить со спихиванием ответственности друг с друга. Звучит актуально.
На досуге – о происхождении Вселенной
Выемка грунта на строительстве была механизирована практически полностью, а мощение откосов канала проводилось вручную. Только в Донском стройрайоне нужно было вымостить 320 тысяч квадратных метров. Фронт работы мостовщикам готовили укладчики так называемого фильтра – слоя песка, гравия и щебенки, на который укладывается бутовый камень. Производительность труда на мощении была крайне низкой. За день рабочие мостили 200-300 квадратных метров. Надо было искать новые способы повышения производительности труда. 
Помог случай. Однажды к опытному мостовщику Бахметьеву поставили на учебу молодого рабочего Власова. Сначала тот просто смотрел, что делает мастер, но вскоре ему стало скучно стоять без дела. Он взял самый крупный камень и подал его Бахметьеву. «Что ты мне суешь такую глыбу? Видишь, кладу ровный камень. Хочешь помогать, такой и подавай», – сказал мастер. Власов выполнил эту просьбу. Дело пошло куда быстрее. Они замостили за смену 60 квадратных метров. Вскоре парами стали работать все мостовщики. Общая выработка поднялась до 2 тысяч квадратных метров за смену – в десять раз больше, чем месяц назад.
В номере за 1 ноября 1951 года в рубрике «Партийная жизнь» в статье опять же рассказ о недостатках в работе. Многоковшовый экскаватор простоял около 10 дней из-за того, что начальник строительства плотины Карповского водохранилища Эвенбург не обеспечил для него фронт работы. Газета пишет, что это не первый и не единственный случай, что недопустимо. Здесь же о том, что избрана редколлегия стенной газеты «Экскаваторщик», за месяц выпущено три номера стенной газеты и 12 молний. Рядом тематика лекций и докладов на вторую половину ноября: «Методика работы над книгой; как составлять конспекты», «Происхождение Вселенной», «О работе В. И. Ленина «Что делать?», «О работе И. В. Сталина «Коротко о партийных разногласиях».
Комсомольцы-добровольцы
В рубрике «Письма читателей» начальник службы тяги ВДСК Ф. Мамин пишет о том, что на лесозаводе им. Куйбышева отходы древесины автомашинами отвозят из цехов на свалку – в овраг на территории завода, у берега Волги. А между тем паровые котлы завода отапливаются углем. Сжигание древесных отходов в топках вместе с углем дало бы возможность заводу экономить десятки тысяч рублей государственных средств. И заканчивает статью словами: «Не использовать эту возможность экономии угля и средств – преступление!». 
Прошли десятки лет, а проблемы остались прежние. Пишут читатели о том, что баню в Водораздельном районе строили год, а действовала она всего шесть месяцев; что в Красноармейский электросетевой участок для обслуживания более 20 подстанций и электросети протяженностью более 100 км необходима дежурная автомашина, которая находилась бы на участке постоянно.
Интересна статья секретаря комитета ВЛКСМ А. Фролова: «Комсомольцы Донского района благоустраивают свой поселок». Речь о поселке Пятиморск. 16 мая 1952 года состоялось собрание, на котором решили, что каждому комсомольцу после работы и в выходные дни участвовать в благоустройстве поселка и отработать по 20 часов до 1 июня. Выполняя принятое решение, 18 мая десятки парней и девушек вышли на благоустройство поселка. В этот день было произведено озеленение сквера в центре населенного пункта, выходящего к берегу Карповского водохранилища. Он назван Комсомольским сквером. Молодежь добивается, чтобы их поселок стал самым красивым. Пятиморск, сегодня, действительно, самый красивый и самый зеленый поселок по трассе канала. И мы знаем, кого за это благодарить.
Из статьи «Итоги второй спартакиады строителей» узнаем, что состоялись заключительные спортивные соревнования по легкой атлетике спортсменов Волго-Дона. В строю общего парада находилось 95 человек, приведены результаты. Например, женщины оспаривали первенство на дистанцию 400 метров. «Лучшее время показала представительница стройрайона тов. Гуляева, ее результат – 1 минута 14,8 секунды. Честь ей и хвала!» Здесь же информация о проведении заключительного соревнования по плаванию. Люди не только работали, но и занимались спортом, самодеятельным творчеством. ...Читая старые газеты, удивляешься, как порой современны мысли, чувства людей, а иногда по-хорошему завидуешь их настрою, патриотизму.